Эксперт: Создание наблюдательных советов на коммунальных предприятиях - это только шанс (ФОТО)

Еще в июне этого года были приняты законодательные изменения (Закон Украины от 2 июня этого года № 1405 - VIII), которые, в случае их реализации, позволят внедрить на городских коммунальных предприятиях эффективный механизм управления - наблюдательный советы. Однако эта тема оставалась незаметной, чуть меньше полугода - о ней попросту молчали, фактически, до конца декабря. На днях же заговорили, благодаря инициативе одной из политсил по проведению семинара с участием общественных активистов и депутатов. Вот тут-то и выяснилось, что замалчивалась важная для громады города тема, вероятно, не просто так.

Итак, семинар по теме создания наблюдательных советов состоялся в субботу, 17 декабря, в конференц-зале отеля "Аврора", куда пришли активисты, депутаты и неравнодушные криворожане.

Свою аудиторию в этот же день экстренно организовал горисполком. Хотя, по большому счету, места в конференц-зале "Авроры" хватило бы всем, как и можно было бы накануне пригласить участников запланированного ранее семинара в горисполком - дело то, казалось бы, общее. Но, вероятно, так считают не все. Поэтому представителям коммунальных предприятий и служащим горисполкома пришлось довольствоваться часовым экспересс-курсом, поскольку все остальное время - с 10.20 до 15.30 тренеры посвятили участникам семинара в "Авроре".

Читайте: Куда в Кривом Роге "пропали" тренеры, приехавшие на семинар?

Что вызвало такой ажиотаж вокруг семинара? В чем важность темы, заставившей рано утром в субботу поднять с постелей коммунальщиков и должностных лиц местного самоуправления?

Ответы на эти вопросы мы искали у тренера - представителя Института политического образования Тараса Случика.

- Тарас, скажите, что происходит? Почему такое внимание к вашему визиту? До этого у нас тема наблюдательных советов особо не звучала.

- Вообще-то в Кривом Роге по теме наблюдательных советов это уже третий семинар. Первый был где-то полтора-два месяца тому, нас приглашали общественные активисты, тогда еще не было примерных текстов проектов решений. Сейчас – по приглашению политпартии «Наш край» и утром у нас была встреча с заместителем городского головы и мы рассказывали о тех новациях, которые внесли в закон №1405, в Хозяйственный кодекс, в Закон  "О местном самоуправлении в Украине" и в Закон Украины "Об информации".

Соответственно в горисполкоме была встреча, мы их информировали. Здесь ( в отеле "Аврора" - ред.) мы более детально рассказываем о процедурах, о документах.

- Два семинара в один день?

- Нет, в горисполкоме это не был семинар. С нами сконтактировал заместитель городского головы Евгений Удод и сказал, что ему интересно было бы получить примерные тексты проектов решений с одной стороны, с другой  рассказать об изменениях, которые внесены в Хозяйственный кодекс и в закон №1405 касаемо коммунальных предприятий.

Но, чтобы вы понимали, тема формирования наблюдательных советов звучала здесь, в Кривом Роге, еще полтора месяца тому, где мы ее освещали по приглашению общественных активистов. Эта тема уже давно звучит по Украине, начиная с осени. Просто  в некоторых местных советах депутаты уже внесли этот вопрос в советы, включили ли этот вопрос на сессию Криворожского городского совета, я не знаю.

Мне кажется, насколько я знаю, примерные тексты документов могли загрузить с сайта Института политического образования еще месяц тому. Любая партия могла их получить. Я точно знаю, что некоторые партии уже имеют на руках такие проекты, но будут ли они вносить их на рассмотрение советов, это уже вопрос к ним.

- Какие инструменты появляются у громады в связи с этими законодательными изменениями?

- Все очень просто. На самом деле, сейчас контроль за коммунальными предприятиями любого города, не имеет значения - это Кривой Рог, или Ивано-Франковск, имеет исключительно городской голова. Даже депутатский корпус, который выбираем, который создает или ликвидирует эти предприятия, по факту влиять на коммунальные предприятия не может. Хотя коммунальные предприятия - это те предприятия, которые предоставляют жизненно-важные услуги жителям города. Если мы с вами садимся в троллейбус, или открываем воду в кране, то это, преимущественно, всегда коммунальное предприятие. Соответственно, важно, чтобы с одной стороны депутатский корпус, с другой стороны общественно активные люди – те, которые ощущают некую ответственность  за город, с третьей стороны – независимые профессионалы, служащие горисполкома и городской голова имели возможность принимать участие в управлении коммунальным предприятием, поскольку оно не частное, а коммунальное, т.е. созданное путем выделения определенной доли коммунального имущества. Соответственно это дает возможность не просто контролировать или получать какую-то информацию (мы можем вытянуть из интернета какую-то информацию о деятельности коммунального предприятия и то не всегда, на самом деле). В этом случае есть возможность: первое – выбирать руководителя коммунального предприятия. Сейчас городской голова очень часто назначает руководителя по совершенно непонятным для людей со стороны критериям, откуда взялся этот руководитель?

Вторая важная вещь - это реальный инструмент, чтобы влиять на деятельность коммунальных предприятий в части того, что наблюдательный совет, по нашему мнению, должен иметь такие возможности, как , к примеру, согласование инвестиционного плана финансового, других планов предприятия; согласование структуры предприятия. Т.е. коллегиальный орган он, на самом деле, всегда эффективнее работает, чем один человек.

Третья важная вещь, это то, что тут нет ничего уникального, потому что, к примеру, в частном секторе, как и в банках, как и в больших компаниях, образование наблюдательных советов есть абсолютно нормальной практикой. И очень часто выбирают генерального или исполнительного директора. Т.е. это не является какой-то новацией, просто  она пришла как новация к государственному и коммунальному сектору, вернее, только сейчас приходит туда.

По моему мнению, членство в наблюдательном совете  и инициирование  создания наблюдательных советов, если они подготовлены и созданы сбалансировано – когда есть и позиция городского головы, и депутатского корпуса и общественности  и профессионалов  разных сфер, только тогда этот наблюдательный совет сможет эффективно работать и вносить какие-то изменения в деятельность коммунального предприятия. Потому что по состоянию на сегодня , несмотря на то, идеальный ли городской голова, или неидеальный, идеальный ли руководитель КП или неидеальный, , преимущественно КП работают неэффективно. Очень часто они – механизм обналичивания денег или предоставления услуг каким-то дружественным компаниям. Членство в наблюдательном совете позволит  оперативно и реально контролировать и влиять на эти вещи – чтобы у нас не было такого, что свой подрядчик всегда находится,  чтобы у нас не было такого, как очень часто происходит, когда какие-то водоканалы пытаются включить в тариф вещи, не имеющие никакого отношения к водоотведению или водоснабжению. Депутатский корпус, т.е. активная часть жителей Кривого Рога, но депутаты входят в эту категорию, они очень часто не имеют физической возможности вникнуть во все это Чаще всего они могут написать депутатское обращение и прийти на прием к руководителю. Наблюдательный совет – это по-сути, такой механизм, который позволяет направлять в правильную сторону деятельность коммунального предприятия. Т.е. планировать, что мы с ним делаем? Куда мы движемся – мы движемся к тому, что мы его максимально модернизируем, или мы его объединяем, или приватизируем, что мы с ним делаем? Очень часто отсутствует стратегическое видение, что  должно быть на конкретном предприятии через 5-10 лет? Этого никто не делает. Поэтому наблюдательный совет, который сейчас создается на государственных предприятиях, это тот реальный механизм, который позволяет с одной стороны контролировать деятельность КП, а с другой влиять на эту деятельность.

- Т.е. речь идет о стратегическом планировании?

- Совершенно верно, посмотрите на любое большое предприятие в том же Кривом Роге – ведь там есть и исполнительная дирекция и какие-то планы инвестиционные, стратегии, есть акционеры, влияющие на эти вещи. Но у нас КП – наше общее большое предприятие – это тоже большое предприятие, но почему-то все те принципы, которые работают в частном секторе  в коммунальной сфере не применяются! Т.е. это не есть уникальная практика – это нормальная практика, которая переносится  на работу коммунальных предприятий.

И здесь важно очень , чтобы  городская власть не занималась обманом. Т.е., если у городской власти есть реальная политическая воля сделать эффективный реальный наблюдательный совет,  то в нем должны быть реально независимые общественные активисты, часть членов наблюдательного совета должна быть профессионалами - тогда он  будет работать. Если же в этот наблюдательный совет войдут исключительно служащие и депутаты одной из фракций, то, скорее всего, он не покажет никаких результатов. Т.е. так как оно есть, так и и останется. И тут все зависит от позиции депутатского корпуса городского совета – как депутаты горсовета проголосуют, так и будет. Какой будет позиция  городского головы – так и будет. Если он будет максимально приостанавливать эти вещи, то я не уверен, что наблюдательный совет будет эффективно работать. Если он  будет  содействовать реально , то, соответственно, все может заработать.

Я уверен, что, рано или поздно, этот вопрос будет внесен на сессии советов всех больших городов. Будет ли это принято? Это уже зависит от ситуации в конкретном городе . Я знаю точно, что этот вопрос выносится на сессии Тернопольского горсовета , образована рабочая группа во Львовском горсовете. Я знаю, что этот вопрос будет выноситься на сессию Ивано-Франковского горсовета,  я знаю, что этот вопрос рассматривается Запорожским городским советом . Я уверен , что в областных центрах и в больших городах таких, как Кривой Рог, до конца 2017 года этот вопрос все равно в какой-то момент будет внесен.   Другое дело, как будет внесен?  Но это уже задача активистов, политических партий,  депутатского корпуса -  нужно смотреть, чтобы содержание всех тех готовящихся проектов решений не было обманом.

- Кто имеет право внести предложения по составу наблюдательного совета?

- Любой депутат городского совета, или любой  гражданин может написать обращение городскому голове, т.е. механизмов много, вопрос в политической воле - есть ли она.

- На примере нашего города, мы уже видим, что происходит какая-то конкуренция в вопросе, кто первый подаст информацию, о чем это свидетельствует?

- Я б не называл это сейчас конкуренцией. Сейчас в большинстве городов и власть и общественность изучает, что это такое. Мне кажется, если инициатива пойдет от мэра, то важно проанализировать качество текстов, т.е. что в этих текстах?  Потому что, если в текстах будут заложены какие-то манипулятивные вещи, то об этом нужно говорить – что это откровенная манипуляция и она ничего не меняет.  Если там будут заложены хорошие вещи – нормальные механизмы формирования наблюдательного совета , одна треть от депутатского корпуса, одна треть  от профессионалов и общественности, одна треть от городского головы,  то здесь важно посмотреть нюансы.

Мне кажется, что это свидетельствует, что в повестке дня городов, наконец-то появился вопрос коммунальных предприятий. Вспомните, пять лет тому, кто-то думал тогда, что вот у нас есть КП, возможно нужно поменять механизм управления им, а почему там есть руководитель, и почему мы его назначаем и увольняем? Может, нужен какой-то коэффициент эффективности деятельности этого руководителя, а не только потому что мне нравится его партбилет или  он дружит с мэром?  Т.е. это нормальный процесс, когда этот вопрос вносится в повестку дня города, страны.

Недавно мы были с моим коллегой Иваном Лукерией в Хмельницком. Там тоже обсуждался этот вопрос. Важно чтобы  дискуссия была не о том, правильный ли этот человек или не правильный. Дискуссия должна быть о документе – вот документ  вот мы о нем дискутируем. А дискутировать о том, правильная ли это партия внесла или неправильная, мне кажется, это неправильный подход .

- Но когда в горсовете есть постоянное большинство, которое постоянно принимает любые нужное для власти решение, то недоверие между сторонами кажется оправданным?

- Есть такая вероятность, что где-то городские головы и  большинство в совете,  которое есть,  что они, по-сути, и в дальнейшем сохранят контроль за деятельностью коммунальных предприятий. Т.е. создание наблюдательных советов – это только шанс, если  этим шансом воспользуется горсовет, активисты, журналисты,  партийные активисты, оппозиционные депутаты неопозиционные депутаты, тогда он сработает. Если кто-то  захочет манипулировать этими вещами и все-равно останется так, что  городской голова как контролировал этот вопрос, так и будет, то попросту ничего  не изменится. Т.е. хуже не будет – все как было, так и останется. Но если есть этот шанс - убедить депутатов, что нужно проголосовать, убедить, что это должно быть так, а не иначе, тогда этот шанс надо использовать. Если они не готовы принимать такие решения, ну это их политическая ответственность. И важно, чтобы на следующих выборах об этом вспомнить, что вот они не готовы  делать работу КП более эффективной.

- - А кто должен возглавить НС – это должен быть или депутат, или активист, или профессионал, и какой профессионал?

- Мы считаем, что сам НС должен определиться с персоналиями на должность председателя, заместителя и секретаря.

Желательно, чтобы председателем НС был человек, понимающий толк  в управлении потому что если это большое предприятие, к примеру водоканал, то понятно,  что председатель НС должен понимать, как управлять большим коллективом.  Это не обязательно должен быть человек из коммунального сектора – это может быть руководящий партнер из большой юридической компании, это  может быть основатель логистической компании, это может быть  руководитель какого-то большого медиа или наблюдательного совета  медиа.

Во-вторых, важно чтобы в аудиторском комитете НС, анализирующем финансовую отчетность НС, и в комитете по отбору персонала, т.е. те, кто должен определять условия контракта  для руководителя НС, его заместителя, - чтобы его возглавляли независимые  члены  НС, чтобы это не были ни депутаты ни служащие городского совета , потому что их сложно назвать независимыми членами НС. Даже если это очень идеальный и честный человек, он имеет  зависимость от власти: депутаты принимали участие в выборах от партий и от них зависимы, служащие назначаются городским головой . А независимые – это люди, не связанные с властью.  И не связанные с предприятием, чтобы они могли открыто принимать свои решения , не боясь за свою позицию или свое решение.

Итак, 2016 год подходит к своему завершению. За последние полгода тема наблюдательных советов не имела должного внимания со стороны криворожан, весь год боровшихся с произволом тепловиков, горгаза, горводоканала, транспортников, фактически, решая текущие, возникающие повседневно проблемы, связанные с коммунальными предприятиями. Однако формирование наблюдательных советов может в одночасье изменить нашу реальность в лучшую сторону. Возможно, это случится уже в будущем, 2017 году? Кто верит в это?