Три теплообменника общим весом около 180 тонн, где содержится около 90 тонн шлама с содержанием опасного ядохимиката — гексахлорбензола — пытаются скрыть в Кривом Роге.
Несмотря на то, что экологам удалось отследить всю цепочку переправки опасных веществ в Кривой Рог и установить их местонахождение, сотрудники МЧС уверяют, что указанные теплообменники не обнаружены. Об этом на пресс-конференции в медиа-центре «Днепр-Пост» заявил председатель Общественного движения Украины «За право граждан на экологическую безопасность» Владимир Гончаренко.
По словам Гончаренко, «отработанные» металлоконструкции теплообменников, использованные в химическом производстве, были захоронены на специальном полигоне в городе Калуш. Однако в 2005 году их откопали «металлоискатели» и продали за наличные деньги одному из украинских предприятий. 26 февраля 2006 года это предприятие отгрузило теплообменники на тогда еще «Миттал Стил Кривой Рог» как металлолом. И вот тут началось самое интересное.
При демонтаже внешних оболочек теплообменников на металлургическом предприятии серьезно отравились шестеро рабочих, двое попали в больницу. Поняв, с чем имеют дело, металлурги возвратили теплообменники предприятию, у которого они его купили.
Казалось бы, после инцидента с гексахлорбензолом — веществом, которое входит в перечень 22 самых опасных соединений, прозванных «невидимыми убийцами», — сразу должны были вмешаться государственные службы, разобраться в ситуации и решить, что делать дальше с опаснейшим грузом. Однако этого не произошло. Вместо этого экологические бомбы замедленного действия 9-го и 10-го июля 2012 года перезахоронили в Кривом Роге в районе «Техбазы»!
Активисты общественного объединения «За право граждан на экологическую безопасность», которые этот процесс держали на контроле, забили тревогу. Они сразу проинформировали областную и городскую госавтоинспекцию о том, что перевозчики не имеют согласованного маршрута с дорожной службой, необходимых разрешительных документов и т.д. Реакции — ноль. Общественным активистам не оставалось ничего другого, как весь процесс сфотографировать, фиксировать государственные номера задействованных автомобилей и автокранов. Само собою, они до сих пор контролируют и местонахождение теплообменников.
«Ядовитые отходы, негабаритные и тяжеловесные, спокойно, без всяких разрешительных документов, в тридцатиградусную жару транспортировали по Кривому Рогу. При этом из необорудованного для перевозки транспорта на асфальтовое покрытие вытрушивались отходы гексахлорбензола. Не говоря уже о том, что разрушалось асфальтовое покрытие, поскольку транспорт двигался по улицам, где висели знаки ограничения до 10 тонн (теплообменники весили более 50 тонн)», — это только один абзац из письма-тревоги, которого Петр Пристромко направил во все возможные инстанции.