Известный украинский режиссер Сергей Лозница рассказал о планах начать в феврале съемки фильма "Донбасс" в Кривом Роге.
Об этом сообщается на сайте "Delfi".
Сергей Лозница - режиссер документального и игрового кино, автор фильмов "Счастье моё", "В тумане", а также документального - "Майдан".
«Есть множество людей, пострадавших и страдающих от режима, о которых мы ничего не знаем», - свидетельствует известный украинский режиссер белорусского происхождения. Сергей Лозница приехал в Вильнюс на кинофестиваль Scanorama , чтобы представить свой фильм "Кроткая".
Последняя киноработа навеяна произведением Федора Достоевского. В апреле 2017 года фильм был отобран для участия в основном конкурсе 70-го Каннского международного кинофестиваля.
По сюжету, молодая женщина по пути на свидание к арестованному мужу встречает различных героев своего времени: от полицейских и правозащитников до проституток и бродяг. Как отмечают критики, эта картина Лозницы снята в традициях Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова.
- Первое впeчатление после просмотра фильма „Кроткая“ такое: по вашему мнению, Россия, а может быть и все постсоветское пространство – спит? Или вообще – все мертвы? Железнодорожная станция, зал ожидания (как он метафоричен сам по себе!) является символом транзитной точки, где народ по времени и пространству движется не видя себя, не видя, что творится вокруг.
- Если мы определим жизнь как “усилие во времени” (Мераб Мамардашвили), то можно сказать, что места, в которых это усилие не совершается, лишены жизни. Они “спят”, они “недвижимы”, они “мертвы” – это все метафоры для обозначения одной и той же сущности – отсутствия развития. Никто никуда не стремится, никто никуда не движется, все и так находятся в “блаженном” состоянии небытия.- Какие впечатления, уроки, опыт, события подсказали вам тему картины?
Опыт всей моей жизни в советском и пост-советском союзе.
-Читателям будет интересно узнать, где картина снималась и кто в ней снимался... Создается впечатление, что рядом с главными ролями фильма мы ведьм представление чудного цирка или дьявольского балагана...
-Картина снималась в Латвии , в городе Даугавпилс. В массовых сценах фильма и в некоторых эпизодах снимались непрофессиональные актеры – жители Даугавпилса и окрестностей. Даугавпилс – тюремный город. Многие жители города либо сами отсидели сроки, либо работают в тюремной системе.
Среди бывших заключенных встречаются очень талантливые люди. Мне было интересно с ними работать, они консультировали меня в вопросах устройства тюремной жизни, блатного жаргона, на котором говорят некоторые персонажи фильма и тд. Большинство профессиональных актеров приехали из России . Главная героиня – Василина Маковцева, актриса Екатеринбургского театра Николая Коляды. Сам Николай Коляда и еще 8 его актеров тоже снялись в фильме. Еще я приглашал актеров из Москвы , Петербурга, Риги.
-Если сопоставить вашу ленту с «фантастическим рассказом» Федора Достоевского... Почему он так названа, ведь ваша героиня имеет очень мало общего с женой ростовщика, по крайней мере ее не назовешь кроткой?
-Я с вами не согласен. Для меня эта героиня – настоящая “Кроткая”. Я был вдохновлен рассказом Достоевского.
- Эпизод в комитете защиты прав человека с просто потрясающим, полнокровным выступлением актрисы Лии Ахеджаковой... Почему «иностранного агента» вы изобразили в таком ключе? Их старания теперь вам кажутся напрасными?
- Давайте не будем обобщать. В данном случае и в данной ситуации действия правозащитницы противоречивы. С другой стороны, а что ей остается делать в таких условиях? Мы имеем дело с парадоксом, разрешения которого я не знаю.
- Финальная сцена картины – как сновидение героини – имеет короткое, но по крайней мере, очень важное продолжение наяву. Только что видевшая сон с плохим предсказанием, она словно машинально следует за призраком кошмара в надежде что то изменить. Почему?
- А вы уверены, что последние кадры фильма не продолжение того же сна? Сон во сне? Я этого гарантировать не могу. Рассудок говорит мне, что описываемого мной пространства существовать вообще не должно, тем не менее, как мы все прекрасно знаем, оно существует.
-Есть ли у вас надежда, что картину посмотрят зрители России? Или она снималась для западного мира?
- Фильм выходит в прокат в России 24 ноября и будет показан во всех крупных городах страны. До этого “Кроткую” уже показывали на фестивалях в Москве, Петербурге и Екатеринбурге.
Я не делаю картины для “западного” или “восточного” миров. Я делаю фильмы для себя и мне хотелось бы, чтобы их посмотрело как можно больше зрителей по всему миру. Конечно же, картина обращена, прежде всего, к российской и пост-советской аудитории, которой будут внятны те детали, цитаты и отсылки, практически непереводимые на языки других стран и аудиторий.
-Кинорежиссеры Кирилл Серебренников, Олег Сенцов – почему режим в первую очередь всегда берется за художника?
- Режим берется за всех. Просто дело в том, что артисты находятся в центре внимания – об их судьбе говорят, им пытаются помочь. Есть множество людей, пострадавших и страдающих от режима, о которых мы ничего не знаем...
Надеюсь, что усилия мирового сообщества заставят режим отпустить Олега Сенцова и Кирилла Серебренникова на свободу.
- Хочу вас спросить как участника Майдана и создателя „Майдана“, каким вы прогнозируете исход войны в Украине?
-Я не хочу и не могу давать никакие прогнозы. У меня другая профессия. Я уверен, что многим людям хотелось бы, чтобы все это закончилось, и я уверен, что многие понимают, что так просто это не закончится. Для того, чтобы положить конец всему этому безобразию, необходимо приложить усилия, на которые люди пока что, увы, не способны.
- В ваших творческих планах фильм о Донбассе?
- В начале ноября я приступил к подготовке к съемкам. Фильм называется „Донбасс“. Снимать мы будем в Кривом Роге. Если все пойдет по плану, съемки начнутся в феврале. Сценарий я написал сам. Это фильм о положении дел на востоке Украины сегодня.