Бывший студент стройфака из Кривого Рога стал известным на всю Украину режиссером-экспериментатором (ФОТО)

Знаменитый на всю Украину Одесский академический украинский театр им. Василько, который много лет радовал зрителей своими постановками, в последние годы представил широкой публике новые дарования среди молодых режиссеров и актеров. Так, с появлением Ивана Урывского кажется, что изменилась и сама атмосфера театра, появился новый зритель, который идет «на Урывского», а спектакли этого режиссера заняли устойчивую позицию в репертуаре и всегда проходят с аншлагом. 

О нашем земляке пишет Александра Степовая в издании "Одеські вісті".

Рождение мастера

Иван родом из Кривого Рога, где окончил школу, стройфак местного университета, играл в рок-группе, потом поехал в Киев и поступил на режиссерский факультет института культуры и искусств, а сейчас уверенно утверждает себя в профессии режиссера-постановщика. 

До Одессы он успел поставить два спектакля на студенческих подмостках. Тогда за нашумевший спектакль «Дядя Ваня» в киевском театре «Золотые ворота» на «Мельпомене Таврии» Урывского назвали лучшим режиссером-дебютантом. Его «Украденное счастье» также горячо поддержали театральные критики и зрители.

В 2015 году, еще будучи пятикурсником КНУКиИ, он ставит спектакль по мотивам повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» и буквально взрывает одесскую театральную жизнь.

«Тени» Урывского – это не классическая постановка, а инсценировка Василия Василько, чье имя носит театр. Пьесу, пылившуюся в архивах с 1969 года, которую сам Василько на одесских подмостках поставить не успел, подсказали корифеи театра, а молодой режиссер вдохнул в нее новую жизнь. Для Ивана Урывского и многих актеров, задействованных в постановке, это был дебют на академической сцене. 

Спектакль поставили в рамках экспериментальной творческой мастерской «Зритель на сцене», когда места в зале располагаются в нескольких метрах от актеров. Это приближает зрителя настолько, что он становится частью театрального действа, в котором главная тема любви и смерти сопровождается элементами гуцульской культуры.

– Я хотел, чтобы зритель сполна ощутил связь с предками украинского народа, которые жили по особым, в чем-то первобытным законам, по-другому воспринимали окружающий мир, – говорит Урывский. 

Сразу после «Теней» 25-летний режиссер поставил сложную пьесу Александра Вампилова «Утиная охота». К этому произведению с 1967 года обращались многие, известна и экранизация – «Отпуск в сентябре», где, по мнению многих критиков, свою лучшую роль сыграл Олег Даль. Но в Одесском украинском театре впервые поставил ее именно Урывский. Спектакль называется «Последний день лета». Один день из жизни героев, один акт, который смотрится на одном дыхании и с огромным эмоциональным напряжением.

– Мы стремились войти в процессы сознания главного героя, добраться до первопричин. Почему он пришел к духовному кризису... Есть у нашего героя выбор? Послевкусием у зрителей должны остаться мысли о переформатировании себя, о том, что мы должны нести свет и любовь. Вместе мы – сила, но только в том случае, если каждый силен и честен пред собой, – отмечает режиссер.

Итальянская магия на украинских подмостках

Затем, уже в этом году, появляется третий одесский спектакль – трагикомедия «Турандот», сказочная пьеса итальянского драматурга эпохи Просвещения Карло Гоцци. 

– Мне показалось, что в этой истории присутствует некая магия. Выбор происходил интуитивно, было ощущение, что это нужно делать именно сейчас, поскольку эта пьеса о человеке, о жизни, о любви, свободе и смерти. Это сказка на грани с реальностью, – рассказал режиссер о выборе пьесы.

Результатом работы команды стал невероятный спектакль, где свет, движения, музыка – все отточено до мелочей.

Интересно, что прежде полного перевода пьесы Карло Гоцци на украинский язык не существовало. Специально для спектакля его сделал актер театра, поэт и переводчик Игорь Геращенко. 

На украинском языке поставлены и другие работы Урывского. И если язык «Теней» оригинален, то нельзя не отметить, насколько гармонично в вампиловской «Охоте» слышится украинский перевод Любови Федченко. 

В работах молодого режиссера тексты и детали, акценты и полутона невероятно сочетаются с пластикой актеров. Эмоции дают импульс движению, а каждое движение героев наполнено смыслом: резкие и отчеканенные, они полностью погружают зрителя в происходящее на сцене. 

Кукольная мистификация о любви

Продолжая экспериментировать со сценическим пространством, на сцене одесского театра кукол, Урывский ставит спектакль «Олеся. Мистификация» по мотивам одноименной повести Александра Куприна. Премьера с успехом прошла в ноябре и стала еще одним эмоционально сильным открытием уходящего года.

В этом спектакле для взрослых режиссер показал, что способен на сногсшибательные эксперименты, применив новое решение  – симбиоз актеров и кукол. Специально для постановки созданы четыре куклы, над которыми Урывский работал вместе с художницей из Киева Анастасией Пташкиной. Благодаря оригинальному режиссерскому взгляду, необычной хореографии и кукольной мистике такая рискованная идея трансформировать классику оказалась весьма успешной.

– Мне показалось, что произведение Куприна может и должно существовать в кукольном мире, – говорит режиссер, – ведь кукла в театре диктует свои правила игры, другой образ существования и мышления, новую концепцию, другое ощущение театральности. Возможно, в новом пространстве и в кукольном мире противостояние двух миров – языческого и христианского – будет выглядеть острее и глобальнее. И, надеюсь, история любви заиграет новыми сценическими красками. 

Эксперимент не ради эпатажа

Отличительная черта Урывского, который с первых дней своей режиссерской карьеры взялся за классику и сложную драматургию (Франко, Гоцци, Вампилов, Куприн), – это то, что он сумел сделать свои постановки очень стильными. Он дает спектаклям новое художественное обрамление и интересное переосмысление классических сюжетов, при этом привносит в них актуальность нашего времени. Творческий эксперимент – это то, чем занимается труппа в настоящее время.

Поставленные по пьесам, написанным в разные исторические эпохи, его работы кажутся современными и совсем юным зрителям, и тем, кто уже видел эти сюжеты не раз на других сценах. 

Люди с удовольствием выбирают театр, поскольку качественное украинское кино пока редкость, от зомбирующей пропаганды телевидения большинство отказывается, а театр в Украине становится популярным, модным. Урывского же по праву называют одним из самых перспективных молодых украинских режиссеров. Благодаря таким мастерам рождается качественно новый театр.