Прошлый, 2017-й год, криворожский издатель, журналист, поэт Владимир Стецюк завершил изданием двух сборников своих поэзий "Повстання" и "Шлях".
Об этом событии мы поговорили с автором за чашкой чая и наш разговор растянулся во времени на несколько часов. Рассказывая о творчестве, Владимир Стецюк вспоминал те или иные значимые для него события а также людей, оставивших след в жизни и в какой-то мере повлиявших на творческий процесс.
Михаил Пронченко, Борис Мозолевский, Александр Мельник, Олег Павлов, Владимир Михайличенко, Николай Григорьев, Виктор Титов, Юрий Лукьянченко, Надежда Иваницкая - каждый из них уводил рассказ Владимира Стецюка в определенные воспоминания о том или ином этапе жизни, из которых складывается его "шлях"...
- Почему издания "Шлях" и "Повстання" появились именно сейчас?
- Ну, 60 лет уже. Как говорит Александр Мельник (историк, краевед - ред.), по Махатбхарате 60 лет - это пора второго рождения, надо отчитаться о том, что сделано на пройденном пути.
Откровенно говоря, эти книги уже давно должны были увидеть мир, поскольку я давно работаю над ними, давно работаю с поэтическим словом, а в журналистику пришел уже позже. Ведь в провинции как бывает - у человека, занимающегося поэзией, литературным творчеством, другого пути, как пойти в журналистику, нет. В 1982 я был принят в литобъединение "Рудана", а через полгода-год пошел работать в газету "Металлург".
Что могу сказать? Хоть и советуют пишущим людям поработать в журналистике, но это возможно год-два-три - не более, поскольку эта деятельность требует одного аспекта работы над словом, а художественное творчество - другого. Правда я задержался в журналистике немного дольше, но со временем все же изменил профессию и пошел работать в археологическую экспедицию Александра Мельника, три года проработал на раскопках. Это была, своего рода, отдушина, ведь в то время, после ухода из редакции "Металлурга", у меня уже созрела необходимость пойти в степи, на волю... И я рад, что в этот период судьба меня свела с такими энтузиастами, как Александр Мельник, Виктор Титов, Юрий Лукьянченко, через них я познакомился с известным археологом и поэтом Борисом Мозолевским. В некоторой мере я считаю его своим учителем. Хотя он об этом не знал, но повлиял на меня чрезвычайно сильно и как человек, и как ученый, и как поэт.
- Какие из вошедших в сборники стихов являются откликом на события - в жизни страны, в личной жизни?
- Преимущественно моя поэзия и является откликом на события или процессы. К примеру первый сборник "Повстання" является уже вторым изданием - первое увидело мир в 2011 году, за два года до Майдана. Я презентовал его в апреле 2011-го в Холодном Яру, на могиле Черного Ворона, одного из героев моих поэтических произведений. Несколько раз я читал эти поэзии со сцены Майдана, когда ездил в АТО с волонтерами. На наблюдательном пункте "Зозуля", за несколько сот метров до Донецкого аэропорта, оставил свой сборник.
Сейчас я его переиздал, поскольку добавилось два цикла, посвященных Майдану и современной российско-украинской войне.
Я не уникальный в видении украинской истории и считаю, что со времен Мазепы украинское восстание является перманентным явлением в Украине. Т.е. у нас продолжается перманентная освободительная борьба, которая, к сожалению, еще не закончилась нашей победой. Поэтому современные события являются ее продолжением. К сожалению на официальном уровне никто не говорит, что это освободительная война. Патриоты озвучивают такое мнение, но оно, к сожалению, не распространено. Все-таки пассионарные силы нашего общества - наши добробаты, те, кто вышел на Майдан, кто пошел защищать Украину, - как раз они осознавали, что не просто защищают Украину, а продолжают освободительную борьбу с российским захватчиком, в лапах которого постоянно находилась Украина. В конце-концов, эта борьба вышла уже на такой уровень, когда она должна была бы завершиться победой, но, к сожалению, появился новый вид войны - "гибридная". Такое определение, наверное, правильное, но его необходимо дополнить "гибридной властью", "гибридным населением"... Не будь этого, не было бы и "гибридной войны", а была бы четко определена государственная политика. И вероятно давно бы уже закончились все эти события... Но к сожалению, в Украине сегодня существуют как внешние так и внутренние фронты. Именно об этом говорится в сборнике "Повстання".
В нем несколько циклов, первый из которых - начало прошлого века: начиная от Героев Крут, Криворожского восстания под предводительством Костя Пестушко, атаманов Черного Ворона (Николай Шкляр), Григория Иванова и других.
Второй раздел - послевоенный период. Здесь есть посвящения нашим диссидентам-шестидесятникам. В частности, Михаилу Пронченко, поэту, патриоту, который один из немногих, если не единственный, в украинской литературе написал стих о Голодоморе 1932-1933 годов в 1933 году, за что получил 5 лет лагерей и 5 лет ущемления в правах. Он был литработником. Когда вернулся из лагеря длительный период не мог устроиться на работу, а с началом оккупации возглавил национальное подполье и начал издавать газету "Дзвін".
Также есть посвящение Владимиру Михайличенко и многим другим достойным людям местного и не только уровня.
Есть цикл, посвященный первому Майдану, постмайданному периоду и ,понятно, поскольку я был активным участником второго Майдана (раз шесть был в Киеве, около полугода находился на криворожском Майдане) - в сборнике есть поэзии этого периода.
Также - цикл поэзий, посвященный российско-украинской войне.
Т.е. это дополненное издание, которое вышло под тем же названием, с той же обложкой, что и ранее, и посвящено 100-летию Украинской Революции.
А вторая книга - "Шлях" - это моя лирика, т.е. поиск себя в жизни. Здесь есть и философская лирика, есть и исторические произведения, интимная лирика и т.д.
- Есть ли для Вас среди Ваших стихов самые любимые, самые дорогие?
- Многие авторы на этот вопрос отвечают, мол, все стихи, это как рожденные дети - все родные и дорогие.
Наверное все зависит от настроения, внутренней потребности в определенный момент времени. Сегодня ты думаешь об одном, завтра вспоминаешь другое... Но, вероятно, главные для меня - произведения мировоззренческого характера. К примеру такие как "Черный ворон" - о выборе человеком пути. Этот стих неслучайно посвящен Василию Чумаченко - это уникальный человек. Он криворожанин, но его знают и в Украине и за ее пределами. Я называю его "Украинский Кастанеда". Он имеет свою эзотерическую школу, исследует корни украинской эзотерики.
Украина всегда имела опыт эзотерических знаний, наших козаков не зря называли характерниками, а еще говорят, что каждая вторая женщина у нас ведьма (смеется - ред.). Это сакральные древние знания. А у Чумаченко есть целая концепция - что такое путь настоящего человека и что такое настоящий человек. В своих исследованиях он опирается на украинские древние школы и представления.
В период моей издательской деятельности я редактировал и издал несколько книг Чумаченко. В них нашел много ответов на свои вопросы в плане веры, в плане жизненного пути и советую всем почитать эти книги - "Шлях у невимовне", "Крик пугача", "Політ нічного метелика", "Орова криниця".
Время от времени у нас начинают говорить об украинской национальной идее, а вот у него много можно найти об этом - в плане культурного развития украинцев, потому что, как он говорит, любой человек и любая национальная культура возникает на основании эзотэрической культуры. По мнению Чумаченко, эти древние знания сегодня утрачены, нам необходимо из возвращать - именно они помогут нам не утратить свою идентичность. Ведь вопрос языка, вопросы национальной культуры - это не только вопросы декоративно-прикладного характера, но и, как он утверждает, формы, через которые человек прикасается к тонкому миру...
Возвращаясь к своим поэзиям, должен сказать, что в разные периоды было разное настроение и восприятие той или иной поэзии. Преимущественно меня интересовала историческая тематика. И в первом разделе "Кромлех" как раз и обращаюсь к древним памяткам, или "Крымские этюды", к примеру.
- Чему посвящено Ваше время сегодня? Что-то планируете издавать?
Много еще неизданного. В частности, давно лежит и у меня философско-мистическая повесть по мотивам местных легенд "Залізний посох або місто втраченої любові". Вероятно, необходимо будет приложить усилия, чтобы довести эту повесть до конца и издать ее.
Много материалов мной собрано по Украинскому Майдану - и в Киеве и в Кривом Роге записано много аудио- и видеоматериала. Все это надо систематизировать и обобщить. Хотя сам процесс борьбы еще не завершился... Я очень внимательно слежу за событиями, пытаюсь их анализировать, в конце-концов, должно сформироваться окончательное видение, ведь это сверхважные для нас события. К сожалению, в обыденности мы просто утопаем в информации и, порою, не успеваем за событиями - некогда углубляться, потому что тебя настигает уже следующее событие. А чтобы проработать и довести до ума тему, необходимо время. Ну все же, думаю, что мы станем свидетелями желаемого для нас финала и сможем воссоздать этот путь на страницах книг.
- Ваша жена известная в Кривом Роге поэтесса Инесса Доленик. Как сосуществуют два поэта, два творческих человека в одном пространстве?
- Мы мирно сосуществуем. С одной стороны - очень хорошо иметь рядом человека, который может первым оценить написанное, с кем можно посоветоваться. С другой стороны - есть и сложности.
Каждая творческая личность, к примеру, очень нуждается во времени - не идти на кухню, или заниматься другими бытовыми вопросами, а необходимо время на творчество. Мы научились взаимозаменять и взаимодополнять друг друга.
Напомним, на днях, Владимир Стецюк читал свое стихотворение "Українське повстання" ветерану УПА Роману Пастернаку в актовом зале исполкома Центрально-Городского райсовета.
Читайте: Впервые в истории независимой Украины власть Кривого Рога чествует ветерана УПА (ФОТО, ВИДЕО).