С молодым режиссером Иваном Урывским мы встретились недавно, когда он приехал на несколько дней в родной город. До этого мы читали и рассказывали нашим читателям то, о что о нем пишут другие. Наверняка запомнилась история о талантливом земляке, который учился в КТУ на стройфаке и вдруг стал режиссером в Одесском театре. И не просто режиссером, а режиссером, о котором говорят, пишут как об интересном, неординарном, экспериментаторе… Так вот это - тот самый Урывский.
Оказалось, он искренне увлечен классикой, которая, по его мнению, является вечным источником вдохновения, считает, что на сцене украинских театров должен звучать украинский язык, и верит, что его путь к спектаклю – мечте состоит из каждого уже поставленного им спектакля. А еще, в случае приглашения, Иван Урывский готов привезти свой спектакль в родной город, чтобы его могли посмотреть криворожане.
Очень простая история
- Здравствуйте, Иван! Рады видеть Вас дома. Как часто Вы бываете в Кривом Роге?
- Где-то раз в полгода. К сожалению, чаще не получается, с учетом специфики моей работы.
- Конечно же, вопрос, который мучил нас, как могло так получиться, что будущий режиссер после школы поступил на стройфак? Почему стройфак?
- На тот момент это была престижная специальность. Это было модно. И хотя в 22-й школе, где я учился, был драмкружок, в котором я занимался, сильной тяги к актерству, режиссуре не было. Как и мыслей уехать в другой город тоже не было, тогда мало людей уезжало. На самом деле и выбора в нашем городе большого не было. Был горный, экономический, педагогический. Вот горный был самым популярным, и я выбрал в нем самую интересную профессию, учился рисовать… Честно, сейчас уже не помню всех мотивов, но все-таки поступил на ПЦБ (Промислове цивільне будівництво). Несколько лет проучился, а потом «переклинило». С появлением в нашем расписании сопромата я понял, что дальше не буду этим заниматься.
Вдруг захотелось уехать. Уже открылись эти «шлюзы», многие стали уезжать в Киев. И я решил, пока еще не слишком старый, почему бы не попробовать? Начал готовиться, вспомнил азы, снова пошел на драмкружок – занимался танцами, вокалом. Так что все довольно просто.
-То есть Вы решили стать режиссером?
Планировал поступать на актера, но волей случая, поступил на режиссуру в Киевский национальный университет культуры и искусств. Мне предложили специальность «режиссура» сразу же после экзамена. Не знаю почему, до сих пор не могу понять.
Мой педагог Нина Николаевна Гусакова как-то так сразу меня взяла в режиссуру и очень повлияла на мотивации: зачем это нужно? Что такое режиссура? Ее слова, лекции очень повлияли. Потом начал открывать для себя театр, разный – наш, зарубежный. Так, шаг за шагом, втягивало меня и, должен сказать, до сих пор втягивает.
Очень простая история, мне кажется, у каждого есть такая - просто хотел попробовать чего-то другого, ближе к своим внутренним потребностям. Зов души, словом.
- Сразу после окончания ВУЗа беретесь за классику? Почему?
Во-первых, мы учились по классике, в основном. У нас на курсе делались в основном классические вещи. Были постановки во время учебы, и плюс мой дипломный спектакль был по Чехову («Дядя Ваня» - ред.). Позже эта любовь проросла. Я даже не думал о современных пьесах. То есть «Алеся» Куприна и «Тени забытых предков» возникли из любви к материалу. Я не говорю, что сразу дотянуться до них, но попробовать с ними поработать… Эти пьесы, повести развивают, взращивают. Есть время, которое прошло после написания, они «настоялись». А то, что есть уже много постановок классических произведений, мне это нравится, потому что ты входишь в диалог с ними. Конечно, это некий риск. К примеру, ты берешь «Дядю Ваню», который уже «ставлен-переставлен», риск есть, но и надежда найти свое, для себя тоже есть. В общем, они настолько глубокие – Чехов, Шекспир… - в них можно копаться 100, 500 и больше лет. Все это такая вечная история, которая мне очень близка.
С современными пьесами пока не складывается, но, вероятно, все когда-то будет.
- А как Вы оказались в Одесском театре?
- Был момент, когда студенту последнего курса надо выбирать место дипломного спектакля. Я намеренно хотел на время покинуть Киев, уехать из зоны комфорта . Начал просматривать сайты театров – какие спектакли, что идет, какие актеры. В том числе зашел на сайт Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени Василько. Театр оказался очень крутой, на тот момент в нем шли спектакли Богомазова, Троицкого, и меня потянуло. Я позвонил художественному руководителю Игорю Николаевичу (к сожалению уже покойному), Валентине Михайловне, бывшему директору, и напросился на встречу. Приехал, поговорил с ними и они пообещали, что посмотрят мой дипломный спектакль. Приехали, посмотрели и пригласили на постановку.
До этого я звонил в другие театры, в частности в Днепре. В Днепродзержинске, помню, мне очень жестко отказали, а в Одессе сложилось. И я этому рад, потому что я люблю Одессу, Одесса - мой город. В нем я уже поставил 5 спектаклей, один из которых в кукольном театре (он находится рядом с театром Василько).
Для меня актуальные вещи заключаются в том, чего сейчас не хватает
- Как одесская публика относится к классике?
- Одесская публика разная, как и везде. Не секрет, что в театрах много антрепризных историй, низкопробных комедий, на которых росла основная часть зрителей. Поэтому другой театр, более серьезный, к сожалению, не с таким успехом заходит, как антреприза. Но есть большая часть людей, которая принимает и очень ценит украинскую классику.
В Киеве, к примеру, есть разные театры, у каждого из которых своя публика. Так потихоньку и в Одессе происходит. В городе немного театров – до десяти, но украинский театр, наверное, стоит первым. У нас есть разные спектакли - для всех, на разный вкус. На мой взгляд, театр и должен быть разноплановым. Особенно, если это большой театр, в нем должны быть спектакли для людей с разными вкусами – для тех, кто любит что-то новое, непростое, для тех, кто просто хочет расслабиться и пойти в театр, для детей и т.д. Ведь в театре не только воспитывают вкус, для кого-то – это просто разновидность досуга.
Вижу это и по своим спектаклям – есть те, кто приходит и остается, потом приводит других. Так появляется своя публика. А есть и те, кто уходит посреди спектакля. Но это абсолютно нормально.
А вообще, говорят, раньше спектакли проверяли на одесской публике – смотрели, пойдет или не пойдет.
- Постановки в вашем театре на украинском языке?
- Только на украинском языке. Это позиция и это правильно. Чехов, Шекспир, Куприн в Украине должны звучать на украинском языке. Не то чтобы я плохо воспринимал русский язык на сцене, просто так должно быть - в Германии играют на немецком, мы на украинском. Это логично.
В нашем театре ни разу не слышал недовольства по этому поводу.
С переводами на украинский язык сегодня проблем нет – есть прекрасные переводы, к примеру, Шекспир в переводе Андруховича. При необходимости есть возможность заказать перевод, или самим адаптировать текст.
- Что такое театр в жизни современного человека и чем должен быть, на Ваш взгляд? В чем Вы видите миссию театра?
- Театр должен рассказывать истории. Как не крути, театр – это развлечение, но развлечение может быть разным. Можно прийти поплакать на спектакль, ощутить какое-то восхищение, отдохнуть, подумать…
Думаю, люди приходят в театр увидеть другой мир, в который, например, кто-то хотел попасть, но не попал. Некая сказка, иное измерение, в котором люди видят себя. Ну, это я так думаю, а вообще, наверное, каждый приходит в театр за чем-то своим.
Для кого-то важно, что театр поднимает какие-то актуальные проблемы. Хотя я, конечно, немного далек от этого, поскольку поднимаю, все-таки, темы вечные, не «актуальные в лоб». Потому что то, что происходит сейчас в мире, в стране - все это актуально, но для меня немного прямо, слишком очевидно. Для меня актуальные вещи заключаются в том, чего сейчас не хватает. Вот про это мы делаем истории. Наверное, надо, чтобы эти истории были интересны зрителям и вызывали у них какую-то «ответку», эмоцию.
Вообще, понять, почему люди уже сотни лет ходят в театр, наверное, легче, спросив у зрителей. Потому что я хожу в театр с профессиональной точки зрения, а вот у людей, который покупают билет и приходят в театр, у них интересно спросить, что их тянет.
- Как Вы ощущаете, что отличает Ваши постановки от других? Чего зрители не видели у других, а увидели у Вас?
- Просто то, что это сделал другой человек. Если пьесу попытаться прочитать немного глубже, возникают мысли и образы, которые не возникали у другого человека. Это не эксперимент, это работа с текстом, с формой, с визуальными моментами. Нужно пытаться внимательно читать тексты, пытаться понять автора и тогда возникает некая концепция, но пропущенная через себя.
Я не отличаюсь какими-то суперсовременными постановками, но, мне кажется, что я старого образца театр пытаюсь делать современным языком, чтобы выражать ту же классику более выразительными для современных людей средствами. Классика она современна. Ее нужно уметь подать так, чтобы она зацепила зрителя сейчас.
Сейчас приходят молодые и переворачивают с ног на голову театральную среду
- Кто из современных авторов Вам нравиться? На каком современном материале Вам хотелось бы поработать в будущем?
- Я думаю, как бы с Пашей Арье поработать, он сегодня один из лучших драматургов. Есть и другие хорошие современные драматурги, есть зарубежные, есть наши, но в моих ближайших планах пока этого нет.
- Кто из Ваших коллег по цеху интересен?
- У меня нет кумиров. У меня есть режиссеры, за которыми я слежу – в Германии, во Франции, у нас. Филипп Жанти, Уилсон, Туминас и много других. Это большие режиссеры. Смотрю, как они делают, мне интересен их театр. Я учусь у них.
В Украине тоже много интересных режиссеров. Сейчас вообще время, когда приходят молодые люди и переворачивают с ног на голову театральную среду. Я пытаюсь всех смотреть – что-то отбрасываю, это не мое, а кто-то меня увлекает.
- А над чем Вы работаете сейчас?
- В Киевском театре «Золотые ворота» ставлю спектакль «Фрекен Юлия» по Стриндбергу. Это классическая пьеса. В ней для меня много загадок, которые нужно разгадать, и много вопросов, на которые интересно попробовать ответить.
Кстати, в классических произведениях, о которых мы говорили, и других, всегда есть какая-то тайна, загадка, которую нужно отгадать.
- На фестивале во Львове Вас пригласили в Прибалтику, Польшу на совместные постановки. Уже есть конкретные планы?
- Во Львове был очень интересный фестиваль «Люди и ляльки», на который я повез свой кукольный спектакль «Олеся. Мистификация». Он у меня пока один. Так я для себя потихонечку открываю кукольный театр.
На фестивале были театры из разных стран, в частности, литовцы. Мы пообщались, обсудили такую возможность, что да, можно поехать, попробовать поставить спектакль. Но пока что это на уровне диалога. Посмотрим, когда это получится. Было бы интересно, но подождем.
Вообще-то, наперед рассказывать о планах не люблю. Сейчас есть работа – в Киеве, в Одессе. Мне нравится работать в Украине. У меня нет мечты куда-то уехать. Как будет, так будет, но нет такой цели. Хотя, наверняка, есть что посмотреть и попробовать в других странах.
- Насколько важна свобода для творческого человека? И должно ли быть искусство свободным от политики?
- Мне лично пока не приходилось сталкиваться с политическим или каким-то другим давлением. Это в СССР когда-то были заказные агитспектакли. В современном украинском театре, мне кажется, этого нет. Конечно, государство дает деньги на театр, и так должно быть. Но государство должно и обеспечивать свободу творчества.
В то же время мы находимся в неком социуме, от которого не должны отказываться. Творчество также реагирует на происходящее в социуме, а театр, по сути, это живой организм, который постоянно движется, развивается под воздействием разных факторов. Как и общество в целом развивается под воздействием каких-то факторов, событий…
- А как Вы выбираете, какой спектакль поставить? И какие постановки в планах?
- По-разному. Есть пьесы, которые я хочу поставить, есть пьесы, которых ждет театр. Это очень долго обсуждается – есть ли актеры, нужна ли пьеса театру – принимается во внимание много факторов. Например, ту же «Фрекен Юлию» я хотел сделать давно, но все как-то не складывалось. А тут раз, и сложилось все – появились актеры, появился театр, возможности.
Планы есть, но пока не могу их озвучивать. Скажу лишь, что пока хочу хороших качественных спектаклей, чтобы не было стыдно за них.
А дальше - все мы к чему-то идем. Если говорить о пьесе – мечте, наверное, это может быть Чехов, Шекспир когда-нибудь, «Войцек» Бюхнера, в украинской классике есть еще многое, что хотел бы сделать.
Спектакль-мечта… Он, наверное, есть, но пока каждый мой спектакль – это предыстория к следующему.
Читайте также: Бывший студент стройфака из Кривого Рога стал известным на всю Украину режиссером-экспериментатором (ФОТО).
Читайте также: Криворожанин Иван Урывский поставил в Одессе «Тіні забутих предків» (ФОТО).
Читайте также: Урывский - на разрыв: Талантливому криворожанину предложили постановки в Литве и во Львове, - ФОТО.