В Украине много железнодорожных вокзалов, которые были возведены более 100 лет назад. Есть и такие, которые появились несколько лет назад, но в оригинальности не уступают сооружениям с историей. Наши «ворота города» заслуженно попадают в ТОПы самых красивых железнодорожных вокзалов Украины. Это оригинальное сооружение, с которым связано много исторических событий в Кривом Роге.
Сайт 0564.ua знакомит читателей с историей здания вокзала на станции "Кривой Рог - Главный".
"Кривой Рог-Главный" сегодня – главная пассажирская (по типу – грузовая внеклассная) железнодорожная станция Криворожской дирекции Приднепровской железной дороги. Это важная транспортная артерия Кривбасса. В 1965 году станция была переименована в "Кривой Рог-Сортировочный", а в 1979 году получила современное название – "Кривой Рог-Главный".
Двухэтажное кирпичное здание железнодорожного вокзала на станции было построено в 1884 году, а его южная пристройка - в 1905 году.
В апреле 1881 года было начато отчуждение земли под строительство Криворожской железной дороги, переименованной в феврале 1882 года в Екатерининскую, в 1936 году – Сталинскую, в 1961 году – Приднепровскую.
Автор проекта неизвестен, но предполагается, что это может быть архитектурная группа Екатерининской железной дороги.
Архитектура
С запада территория ограничена путями железной дороги, с востока – привокзальной площадью, которая включает в себя регулярный сквер с пешеходными аллеями и лавочками. Основное помещение вокзала двухэтажное, каменное, с четырехскатной крышей, покрытой металлочерепицей.
Главный фасад со стороны сквера имеет два ризалита, выступающих за плоскости стен на 1,5 м. Центральный вход из двух дверей с окном между ними расположен между ризалитами. Он и ризалиты имеют остроконечные треугольные фронтоны с широкими профильными лобными карнизами.
Окна первого этажа прямоугольные, дверные прямоугольные амбразуры с тычковыми арками. В ризалитах - по два сдвоенных прямоугольных окна с перемычкой в виде полукруглых колонок. Окна второго этажа в ризалитах прямоугольные со стрельчатыми равносторонними арками, на плоскости стены - прямоугольные с тычковыми арками.
Дверь и окна первого этажа имеют замковые камни в арках и плоские зубчатые декоративные элементы, покрытые белой краской. Под окнами 2 этажа - прямоугольные ниши с перебриками. Межэтажный карниз в виде двух скругленных тяг белый, такие же угловые пилястры.
На фасаде, со стороны перрона, центральный вход в вокзал выделен ризалитом 0,7 м толщиной, с треугольным фронтоном, аналогичным предыдущему, и плоскими угловыми пилястрами.
С севера и юга - такой же толщины ризалиты, шириной 8 м.
Над средней частью здания - фронтон со стрельчатой аркой и слуховым окном.
Размеры основного здания: длина 47,8 м, ширина 11,6 м, высота стен 8,7 м, крыша 4,5 м.
Южная пристройка одноэтажная, каменная, штукатурная, с элементами модерна. Размеры: длина 45,2 м, ширина 11,4 м, высота 7,5 м.
Из истории
Здание железнодорожного вокзала пережило бурные исторические события, к примеру, повстанческую борьбу украинцев под предводительством Главного атамана Херсона и Таврии Никифора Григорьева весной 1919 года. 7 мая 1919 в Елисаветграде Григорьев пошел против большевиков.
Атаман Никифор Григорьев
Он обратился с Универсалом "К Украинскому народу", в котором призвал к борьбе против российских продотрядов в Херсонской области и комиссаров ЧК, а также - о создании Советов без большевиков. Восстание дивизии Григорьева поддержали другие части Украинской Красной Армии и местное население. Командующий повстанческими войсками Никифор Григорьев решил скорым маршем пройти Левобережную Украину и овладеть столицей Украинской СРР - Харьковом.
Но в конце мая против повстанцев были брошены большевистские воинские части, в том числе из России. После ряда кровопролитных боев на Полтавщине с красными армиями Ворошилова и Пархоменко атаман Григорьев со своими войсками вынужден был отойти на Херсонщину. 21 мая григорьевцы потерпели поражение на Киевском направлении. 22 мая "красные" заняли Александрию; 23-го упал стратегический железнодорожный узел Знаменка, а 26-31 мая части одесского направления вытеснили григорьевцев из Николаева, Очакова и Херсона.
После "зачистки" большевиками Кривого Рога от повстанцев в помещении железнодорожного вокзала станции Долгинцево, в южной его пристройке) с 23 мая 1919 размещался штаб красноармейцев под руководством Пархоменко. В здании вокзала штаб красноармейцев находился несколько дней, в течение которых и была разгромлена основная часть соединений Григорьева в районе Александрии и Елисаветграда (нынешний Кропивницкий), а остатки повстанческих отрядов отступили на юг. Однако в советское время по решению Криворожского горисполкома (от 27 февраля 1965 года №13/390) в 1967 году на фасаде здания вокзала была установлена мемориальная доска в память о большевистских оккупантах.
Мемориальная доска была изготовлена из лабрадорита, размером 0,6 х 0,5 х 0,03 м, установлена на южном крае выходящей на перрон стены. Надпись на ней гласила: "В этом помещении в 1919 г. был расположен штаб командующего Южной группой войск Пархоменко Александра Яковлевича".
Согласно законодательства Украины в настоящее время мемориальные объекты, увековечивающий представителей коммунистического режима, подлежат демонтажу.
В соответствии с распоряжением главы Днепропетровской государственной администрации от 12 апреля 1996 года № 158-р здание железнодорожного вокзала на станции "Кривой Рог-Главный" является памятником архитектуры местного значения города Кривого Рога с охранным номером 141.
Охранная доска прикреплена у северного угла ризалита.
Публикация подготовлена по материалам Криворожского историко-краеведческого музея.
Читайте также: Вокзал Кривого Рога попал в ТОП-15 самых красивых в Украине (ФОТО).
Следите за новостями в Telegram.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Читайте нас на Google News.