В декабре на главной сцене страны, в Национальном академическом драматическим театре имени Ивана Франко, с успехом прошла премьера спектакля "Безталанна", режиссёром-постановщиком которой стал наш земляк - криворожанин Иван Урывский. Новой постановкой он не разочаровал почитателей театрального искусства и своего творчества. Как и другие его спектакли, "Безталанна" спровоцировала множество восхищённых и душевно благодарных отзывов, потоки откровений зрителей об увиденном, прочувствованном, поисках и находках смыслов...
А сам Иван в это время просто наслаждается любовью: сейчас - любовью к "Безталанной". Но точно знает, что впереди его ждёт новая большая любовь - новая постановка, и в его воображении уже вырисовываются общие "черты" того, чему будет посвящён следующий творческий этап в жизни. Кстати говоря, об этом мы узнали у самого Ивана, встретившись с ним перед премьерой "Безталанной" 9 декабря этого года.
С момента нашего предыдущего разговора прошло три года. В августе 2018 нам удалось поговорить с режиссёром во время его визита домой, в Кривой Рог. Тогда мы узнали историю о том, как студент 3-го курса "стройфака" из Кривого Рога в одночасье изменил свою жизнь, отправившись поступать в Киев "на актёрский", и как по совету поступил на режиссёра. И уже в 2018 году, во время его работы режиссёром в Одесском театре имени Василько, об Урывском говорили и писали, как об интересном, неординарном, экспериментаторе...
Всё это время мы не забывали о талантливом земляке. Его новые постановки, карьерные взлёты, присуждение режиссёру театральных премий и званий постоянно рождали информповоды для публикаций в СМИ, интернет-сайтах и редактирования статьи об Иване Урывском в Wikipedia.
На сегодня Ивану 31 год, и он воплотил 15 постановок на 7 сценических площадках трёх театральных городов Украины. Полтора года проработав главным режиссёром Одесского академического украинского музыкально драматичного театра им. В. Василько, с ноября 2020-го Иван Урывский - режиссер-постановщик Национального академического драматического театра им. Ивана Франко.
С 2015 года он ежегодно становился лауреатом театральных премий и конкурсов как режиссёр, в профессиональной среде отмечаются и поставленные Урывским спектакли. В его наградном арсенале - Премия Леся Курбаса, Премия Всеукраинского фестиваля "ГРА", "Киевская пектораль", "Мельпомена Таврии", "Зеркало сцены"... В 2020 Ивану Урывскому президентским Указом присвоено звание "Заслуженный артист Украины", а ещё в минувшем году в его жизни произошло архиважное событие - Иван женился, а его супругой стала коллега по театру, актриса Мальвина Хачатрян.
Безусловно, такие события в личной и творческой жизни свидетельствуют об успехе, что для многих становится испытанием, прежде всего, на человечность. Не претендуя на истину в последней инстанции, отметим, что скромность молодого режиссёра, которого часто называют талантливым и всё чаще - явлением. (исключительно за глаза, поскольку Иван не любит высокопарности), его отношение к коллегам по цеху, к знакомым и малознакомым людям, в наше время позволяют искренне удивляться и радоваться: "И такие люди есть среди нас!".
На фото Виктории Сергеевой - Иван Урывский
Любимый напиток: То что я пью каждый день - капучино, вода. Вода в первую очередь.
Любимый цветок: я не думал никогда об этом.
Любимый цвет: скорее всего, чёрный. Ведь в темноте очень хорошо работает свет. На самом деле мне нравится много цветов, у меня есть любимые театральные цвета - это тёмно-зелёный, серый, тёмно-коричневый. А так, да, чёрный.
Любимая книга: Из художественной литературы меня в своё время впечатлила повесть Ивана Франко "Перехресні стежки". Этот текст перевернул для меня украинскую классику. И ещё я часто вспоминаю роман Германа Гессе "Степной волк".
Любимый фильм, сериал: Не могу назвать что-то одно. Люблю фильмы про ограбления и про фокусы, поэтому - "Престиж", "Одиннадцать друзей Оушена". Сейчас досматриваю сериал "Бумажный дом".
Любимое женское имя: Мальвина (это наш выбор, но Иван не возражал. Ну а как может быть иначе, если так зовут жену режиссёра?)).
- С Вашим переходом в Национальный академический драматический театр имени Франко, что изменилось в Вашей жизни?
- Изменился театр, место жительства. С другой стороны, время идёт, я взрослею, приобретается опыт. Мне комфортно работать в театре имени Франко, в структуре этой команды: и технических служб, и актёров. Точнее не отвечу. Время изменилось, я изменился, пришло время другого театра и я сейчас здесь, - мне здесь уютно и тепло.
На фото театра им. Франко: во время работы над спектаклем "Пер Гюнт"
- "Каждый мой спектакль - предыстория к следующему" - это Ваши слова, которые прозвучали в нашем разговоре три года назад. Что это за история с "Безталанной"? И предысторией к чему станет этот спектакль?
- Речь о том, что спектакль за спектаклем - это мой путь как режиссёра. И я не отбрасываю в каждом следующем спектакле шлейф предыдущего. Это как процесс обучения, шлифования мастерства, настройки внутренних моментов, психологии, работа над ошибками. После каждого спектакля остается послевкусие: почувствовав что-то хорошее, в дальнейшем стремишься это развивать, и, в то же время, прилагаешь усилия, чтобы не возвращаться к неудавшемуся. По моему мнению, это и есть - творческий путь.
Не знаю, насколько результативен сейчас такой подход, поскольку пытаюсь экспериментировать, работать в разных стилях. И "Безталанна", поставленная по классической украинской пьесе, является историей важной для меня на данном этапе. Я развиваюсь в украинской классике - как личность, как режиссёр, как ищущий и находящий что-то для будущего постановщик. При этом сюжетная схожесть "Безталанной" с "Лымеривной" пробудила желание создать на сцене совершенно разные истории. С другой стороны, без работы над "Лымеривной", как мне кажется, могло бы не быть "Безталанной".
На фото Василия Артюшенко - мизансцена из спектакля "Безталанна"
- И какая же история впереди?
- Это уже будет не украинская классика. Пока не могу сказать, что именно. Но это будет совершенно другая история, другая литература. Они не будут связаны. Но безусловно, в качестве дальнейшего творческого багажа я возьму из "Безталанной" то, что мне покажется необходимым. Это и поможет начать создавать новый спектакль.
- Хочется Вас поблагодарить за то, что не примитивизируете украинскую классику. Напротив, превращаете простые, понятные сюжеты в сложные ассоциативные визуализации, стимулирующие у зрителя поиск ответов на увиденное на сцене. Так написанное давно классиками украинской литературы превращается в истории из нашей современной жизни.
- Украинская классика заслуживает внимательного к ней подхода: это наши корни; то, что нам дорого; она есть и ее нельзя игнорировать или попирать примитивизмом. И если мы испытываем потребность обращаться к ней сегодня, значит, в ней есть важные для нас сегодняшних вещи. Поэтому хочется делать её интересной для современного зрителя. Мы с нашей творческой командой понимаем это и так и делаем. До нас понимали как-то по другому и делали по-другому. А через 20-30 лет после нас будут делать иначе, чем мы. Главное, чтобы украинская классика жила, вызывала интерес, побуждала.
Вот сегодня мы показываем свою "Безталанну", поставленную по одной из наиболее популярных украинских пьес, которую часто ставят, показывают зрителям. Мы предложили свою интерпретацию. В то же время три года назад мы делали "Лымеривну", к этой пьесе мало кто обращался, её редко брали в постановки. Как мне кажется, нам удалось пробудить к ней интерес. И это важно, ведь таким образом появляется интерес к тому, что может быть утрачено из-за отсутствия такого интереса у нескольких поколений.
- И ваша "Лымеривна" - пример того, как из простого, тривиального, сюжета создан непростой спектакль.
- Так в этом же и весь кайф работы. В простых сюжетах - наша жизнь, но даже в простых ситуациях, которые мы все проживаем, для нас порой интересны сложные решения, мы блуждаем в лабиринтах, которые создаём для себя сами.
На фото Укринформ: мизансцена из спектакля "Лымеривна"
- Как режиссёр Вы с самого начала своего творческого пути поставили высокую планку. В связи с этим хочется спросить, не бывает ли у Вас сомнений, а возможно и страха, что в будущем не будут найдены оригинальные идеи, способы, приёмы, или что новые творческий находки будут не настолько оригинальными и удачными как предыдущие?
- Наверное, такой страх бывает у всех. У меня самого бывали случаи, когда, казалось, ничего не приходит в голову. Мы ведь не роботы, - бывают сложности, недопонимание чего-то, возникают пустоты. Но происходит так, что в определённый момент это всё вдруг уходит, и возвращаются идеи, виденье. Как именно это работает, сложно понять. Но в процессе работы, режиссёрского опыта приобретаешь некоторые технические навыки. Вот как у актёра есть техника, так и у режиссёра она есть. И тогда, в случае появления некоего вакуума, пустоты, ты всегда можешь попробовать закрыть это какими-то техническими моментами. Опыт, техника - это то, что выручает.
Естественно то, что от тебя могут ждать уже определённого уровня, требует ответственности. Но я стараюсь специально об этом не думать, да и всем не угодишь. Просто пытаюсь идти своим путём и делать своё дело, а дальше уже - кто примет, кто нет - это другая история.
- Вопрос банальный, но нам интересно услышать ответ: что Вас вдохновляет?
- Для меня вдохновение существует во всём: в людях, в музыке, в искусстве, в погоде, в природе, в актёрах. Оно окружает меня, и здесь я конкретно ответить не могу.
- Можно ли это понимать так, что Вы - человек, которому интересно жить?
- Можно и так сказать. Вдохновение - в любознательности к миру, к разным его сторонам. Ведь и то, что мы творим на сцене, тоже из окружающего нас мира, просто подаётся под другим углом, градусом. Здесь внутренний художник включается в работу на вдохновении, которое он получает, с одной стороны, от материала, с другой - от личного опыта познания мира.
- А как Вы относитесь к критике: она стимулирует Вас, или наоборот, подрезает крылья?
- Я нормально отношусь к критике и считаю нормальным, когда кому-то нравится спектакль, а кому-то нет. Самое страшное - безразличие. И я не сказал бы, что критика меня стимулирует. Она просто должна быть, поскольку показывает разные точки зрения, разное восприятие, под разными углами. Это важный момент, допускаю, что для кого-то очень. Но мой творческий процесс она не стимулирует, поскольку для меня это не самое важное.
- Мы следим за Вашими успехами. Ежегодно Вы собираете престижные театральные награды, что говорит о вашем признании в профессиональной среде, об успехе. Какие горизонты открываются Вам с того пути, которым вы следуете в данный момент? Возможно, помимо родного театра?
- Не хотелось бы говорить о нереализованном наперёд. Чтобы бы мы не планировали, но жизнь вносит коррективы. К примеру, некоторым планам не суждено было реализоваться из-за пандемии и карантинных ограничений. Зато появилась новая история, которая зовёт вперёд.
Всегда интересно поездить и по Украине, увидеть разные театры, разных актёров, разных зрителей. Интересно было бы попробовать себя и за пределами Украины. Понятно, что существуют фестивали театрального искусства, где мы обмениваемся опытом, показываем своё, смотрим других. Но всегда интересно попробовать поставить спектакль в других условиях, в другой стране, посмотреть, как работает процесс там. Надеюсь, что когда-то это, возможно, случится, и карантин этому не помешает.
- Есть ли у Вас любимая работа - любимый спектакль из тех, которые поставлены Вами?
- У меня спектакль, который я делаю на данный момент, и является моим любимым спектаклем. Это такое внутренне ощущение, поскольку я люблю больше процесс. Позже спектакль будет жить своей жизнью, а в процессе создания мы едины, у нас одна жизнь, увлекательный процесс творческого поиска. Поэтому сейчас я особенно люблю "Безталанну", поскольку только-только завершилась работа, процесс и я ещё в состоянии активного участия в нём. Соответственно, скоро полюблю новый спектакль, который мне предстоит поставить.
Читайте также: "Безталанна". Сегодня в Киеве - премьера нового театрального блокбастера криворожанина Ивана Урывского, - ФОТО.
Следите за новостями в Telegram.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Читайте нас на Google News.