Вскоре для криворожских школьников прозвучит первый в новом учебном году звонок, который станет сигналом и для учеников и для их родителей, что пора летнего отдыха закончилась и начинается учебный период. С особым волнением ждут 1 сентября будущие первоклассники и их родители.
Накануне нового учебного года методист по начальному образованию КЗ «Инновационно-методический центр» КГС Татьяна Мещерякова в беседе с корреспондентом 0564 ответила на наши вопросы и дала советы родителям первоклашек.
- Что важно знать родителям, которые отправляют в школу своего ребенка?
- Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей. Конечно же, их волнует, как ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько обучение будет для него радостным и полезным. Мы разработали и предлагаем памятку для родителей первоклассников:
1. Поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к первым достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Утром поднимайте ребенка спокойно, с улыбкой и ласковым словом, не вспоминайте вчерашние просчеты, не употребляйте оскорбительных слов.
3. Не посылайте ребенка в школу без завтрака, там он напряженно работает, тратит много сил.
4. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
5. Ваш ребенок пришел в школу учиться. Может что-то не сразу получаться, это естественно.
6. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
7. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения.
8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
9. Чтение - важное занятие для школьника. Это прочный фундамент интеллектуального, нравственного, духовного развития ребенка.
10. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с тем, каким она была вчера, или, возможно, будет завтра.
11. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится еще один авторитетный человек - учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
12. Не критикуйте при детях учителя, школу; о замеченных недостатках в работе учителя, школы говорите самому учителю, директору школы.
13. Обеспечивайте все возможности и условия для полноценной игры. Чем лучше ребенок играет, тем лучше он подготовлен к обучению в школе.
- Сколько длится процесс адаптации ребенка к школе? Каковы типичные проявления дезадаптации?
- Процесс адаптации к школьной жизни у детей продолжается по-разному - от 2 недель до 2-3 месяцев, в зависимости от уровня его готовности к школе, психофизических особенностей и состояния здоровья. О проблемах в процессе адаптации свидетельствует поведение ребенка. Ребенок часто плачет. У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние. Ребенок проявляет необоснованную агрессию.
- Как часто нужно взаимодействовать с учителем в период адаптации?
- В адаптационный период должна быть налажена тесная связь между школой и родителями. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых они могли бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий ребенка.
- А о чем лучше спрашивать ребенка, когда он возвращается из школы?
- Психологи установили, что родители своими вопросами о школе показывают ребенку свои приоритеты и ценности. Из ваших вопросов о школе ребенок должен понять, что вам интересно все, что с ним происходит, что вам важны ее успехи, но вы любите и принимаете его таким, какой он есть.
- Сколько времени, как правило, нужно, чтобы раскрыть способности ребенка?
- Нужно понимать, что неспособных детей нет, просто каждому ребенку как неповторимой личности необходимо разное время для овладения учебным материалом или другими видами деятельности. Наберитесь терпения, уважаемые родители. Предпосылкой развития творческих способностей младших школьников, их успешной адаптации к обучению является прежде всего установление взаимопонимания, искренних и доброжелательных, теплых и доверительных отношений между родителями и детьми, построенных на внимании и уважении к мнению, чувствам, интересам и потребностям детей.
- Каковы правила (условия) принятия ребенка в школу. Что надо знать родителям первоклашек?
- Обучение в 1 классе начинают дети, как правило, с 6-ти лет. Принятие детей в 1 класс общеобразовательных учебных заведений осуществляется на внеконкурсной основе. Конкурсный набор в первый класс осуществляется только в случае, когда ребенок вступает в специализированную школу с углубленным изучением предметов. Но не разрешается проверять умение читать, писать, считать и т. Собеседование должно содержать специальные диагностические задания для проверки уровня общего развития ребенка.
Для зачисления ребенка в 1 класс родителям или лицам, их заменяющим, необходимо подать заявление на имя директора, копию свидетельства о рождении ребенка и медицинскую карту установленного образца.
Также хотелось бы обратить внимание родителей на то, что продолжительность учебного года в 1 классе общеобразовательного учебного заведения составляет 175 рабочих дней (35 учебных недель). Учебный план для учащихся начальной школы рассчитан на 5-дневную рабочую неделю.
Продолжительность перемен между уроками для учащихся 1 класса должна быть не менее 15 минут, большой перемены после второго урока - не менее 30 минут, или двух малых перемен по 20 минут после второго и третьего уроков.
Домашние задания ученикам первого класса не задаются, а их учебные достижения оцениваются словесно.
- Как бы Вы определили главные задачи родителей во время школьного обучения ребенка?
- Нужно не только понять, поддержать, помочь, когда это необходимо, но и так организовать жизнь сына или дочери (а при необходимости и всей семьи), чтобы школьные нагрузки не привели к переутомлению, неврозов, нарушению осанки и зрения и тому подобное.
Стараться не стать учителями-дублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребенка, несмотря на его школьные успехи или трудности.
- Но ведь многие родители примеряют на себя роль "дублера учителя", когда замечают, что и ребенка что-то не получается? Что же им делать делать, если уровень знаний или умений ребенка не устраивает?
- Мы советуем обратить внимание на то, что ребенку удается лучше, уделять ребенку больше времени. Можно найти свой дневник и заглянуть в него...
Надо поговорить с ребенком, настроить его на приложение больших усилий, предложите помощь. А утром, отправляя ребенка в школу, пожелайте ему удачи.
- Какие ошибки допускают родители в общении со своими детьми в настолько важный период? Чего нельзя делать, а чему стоит уделить особое внимание?
- Не стоит упрекать успехами других детей, кощунствовать над неудачами ребенка, читать ему нотации, пенять на лень и наказывать. Это приводит к тому, что он замыкается, становится плаксивым, мрачным, нередко у него появляется негативное отношение к школе. В то же время не следует проявлять и чрезмерную жалость к ребенку.
А вот здоровье ребенка в этот период врачи рекомендуют держать в зоне особого внимания - его зрение, слух, осанку. Полезны совместные занятия спортом: плавайте, играйте в футбол, катайтесь на велосипеде вместе со своим ребенком. Помните, что лучше укрепить здоровье, чем потом лечиться.
Следует помнить, что работа с компьютером, просмотр телевизионных передач и любые занятия, требующие значительной зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.
Шум снижает производительность физического труда на 30 процентов, а умственной - на 60.
Неправильная осанка оказывает негативное влияние на работу внутренних органов.
Держите в зоне внимания питания ребенка: для улучшения аппетита рекомендуется давать сырые овощные салаты с растительным маслом, поскольку они стимулируют выработку желудочного сока, улучшают перистальтику кишечника.
И еще один важный совет - замечательный эффект в обучении дает пение, не только укрепляет мышцы гортани и голосовые связки, но и развивает фонематический слух, который играет важную роль для правильного произнесения звуков. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в изучении иностранного языка, следует записать его в хоровую студию.