• Головна
  • Елена Тертышная: Любого конфликта можно избежать, если к процессу децентрализации подходить грамотно
19:04, 16 липня 2016 р.

Елена Тертышная: Любого конфликта можно избежать, если к процессу децентрализации подходить грамотно

Как известно, целью проводимой в Украине децентрализации является повышения качества и доступности услуг, которые предоставляются гражданам, путем формирования самодостаточных территориальных громад. Что происходит сегодня в области и что будет с Криворожским районом?

С этими вопросами мы обратились к координатору Днепропетровского регионального офиса реформ Елене Тертышной.

- Здравствуйте, Елена Анатольевна! В свете процесса децентрализации многих жителей Криворожья волнует вопрос, что же будет с Криворожским районом? Какие планы по реформе децентрализации связаны с ним?

- Мы не можем говорить, какие планы, поскольку эти планы идут от самих органов местного самоуправления. Мы только информируем о механизмах внедрения Закона о добровольном объединении громад, а субъектом является сельский, поселковый, городской голова, или люди, живущие на определенной территории.

Если мы говорим о Криворожском районе, то решения, связанные с процессом децентрализации, принимают сельские и поселковые советы, а райгосадминистрация и райсовет оказывают им методическую помощь, информативную, помогают составлять паспорт будущей объединенной громады, определяют ресурсное обеспечение - т.е. какой у них будет бюджет.

Нельзя просто сказать, что вот, мол, пусть село Ивановка объединится с селом Петровка. Нужно принимать во внимание расчеты. - количество жителей, и площадь территории, и ресурсы  должны рассматриваться с точки зрения перспективы самодостаточности.

Кривой Рог тоже может поучаствовать в формировании объединенной громады, но, нужно понимать, что это влечет за собой новые выборы. Поэтому сегодня города не очень оптимистично относятся к процессу объединения, ведь каждые очередные выборы замедляют социально-экономическое развитие. Хотя, согласно экспертным выводам, громады, объединяющиеся вокруг городов, более эффективны.  Если, скажем, сельская громада создается из 2-х, 3-х или 4-х громад , им нужно строить управленческую структуру с нуля, ведь у них нет своего отдела образования, центров первичной медицинской помощи и других структур. В городах все эти структуры существуют, поэтому они просто расширяют свое влияние на новые соседние территории.

Поэтому Кривой Рог сегодня может обсуждать возможность партнерских отношений с некоторыми территориальными громадами, чтобы уже к следующим выборам готовить какие-то предложения своим соседям. Ну и, конечно, если соседи согласятся, поскольку закон предусматривает добровольное объединение , и без согласия территорий, которые приглашаются к объединению и формированию объединенной громады, это нереально. Одного желания мало.

- Поступали ли какие-то предложения от сельских и поселковых советов Криворожского района?

- В прошлом году сельские советы и райгосадминистрация, и районный совет предлагал модель "один район - одна громада". У нас в области есть подобные модели, скажем, Томаковский, Юрьевский районы. Но их центры находятся на сельской территории, а Криворожский район, он, ведь, очень интересно размещен - его центр размещен в городе.

Несмотря на это, указанная модель была поддержана на районном уровне, далее областной совет включил ее в перспективный план. При этом были предостережения, что такая модель очень сложная и с географической точки зрения (район "охватывает" город и все села расположены вокруг Кривого Рога), не отвечает элементарным требованиям к формированию административно-территориальных единиц, где важно наличие центра, доступность инфраструктурных развязок, оперативность связи отдаленных территорий с центром - это должна быть одна общая система отношений, что в данном случае не получалось.

Перспективный план области был рассмотрен в Кабмине и Кабмин не поддержал такое предложение. Эта процедура важна для Кабмина тем, что объединенные громады выходят на прямые отношения с Госбюджетом - фактически они приравниваются во всех правах и полномочиях к городам областного значения.

Кабмин не утвердил Перспективный план Днепропетровской области в части, касающейся Криворожского района. Ожидается, что к концу этого года определятся предложения территориальных громад района по поводу объединения. Недавно мы провели семинар в Криворожском районе - рассказали о механизмах формирования объединенных громад, о том, что может лежать в основе модели.

Согласно законодательства должны учитываться определенные параметры. Скажем, для сельских территорий - это обязательное наличие в центре объединенной громады детей дошкольного возраста не менее 150-ти, а школьного - не менее 250-ти. С точки зрения демографии такие территории уже рассматриваются, как развивающиеся, т. е, подспудно, завтра там будет нормальная экономика, производство...А центр должен стать магнитом для других территорий, чтобы свои стандарты распространить на присоединяющиеся территории.

Обо всем этом мы рассказали криворожанам. На уровне области будут рассмотрены модели, которые они предложат. Надо понимать, что Перспективный план - это не догма, а дорожная карта - направление, в котором эксперты предложили двигаться, проанализировав ситуацию развития той или иной территории. Но он может измениться. И, в принципе, если кто-то пойдет на добровольное формирование громады, должен понимать, что сможет изменить направление - все зависит от людей.

Действительно, в случае с Криворожским районом область приняла предложение района, хотя были предостережения о том, что такая схема не рациональна - с точки зрения земельных отношений, территории, бюджета. Скажем, центр Кииворожского района находится в Кривом Роге - ну это, примерно, как я, вот, хочу жениться, но моя жена будет жить у вас, потому как у вас тут чуть получше. То есть, такой подход к формированию предложения не совсем грамотный. Но область тогда поддержала криворожан с предупреждением, что в высшей инстанции его могут не поддержать.

Так и получилось. Дело в том, что смысл внедрения Закона о добровольном объединении громад в том, чтобы соответствующая модель объединения могла быть утверждена Кабмином. Даже если эта модель немного изменится, это не будет критично, главное, что она прошла экспертизу Кабмина. А экспертиза Кабмина - это и экономика, и финансы, и ресурсы, и земля. Т.е. - это "зеленая дорога" прямого финансирования той или иной территории из Госбюджета.

- Скажите, а как влияют на процесс децентрализации субъектиные факторы? Ведь не секрет, что у каждого сельского головы есть свой личный интерес - каждому хочется остаться при должности, получать зарплату и так далее. И не всегда государственный интерес должностные лица ставят выше личного.

- Это один из рисков - субъективные факторы никто никогда не отменял. все процессы проходят через человека, и , в определенном смысле слова, многое будет зависеть от желания руководителя участвовать в тех или иных процессах. Можно создать определенный миф - мы потеряем свой сельский совет, где вы будете получать справки? Во многих случаях так и происходит. При этом никто не говорит, что даже не дотационные сельские советы, не могут сами управлять - все полномочия выполняются райгосадминистрациями, поскольку в сельских советах не созданы надлежащие управленческие структуры.

Честно сказать, когда я была в Кривом Роге, я не увидела такого уж сильного сопротивления. В Криворожском районе достаточно конструктивная позиция и сельских, и поселковых, и районного советов и райгосадминистрации. Здесь понимают, что сегодня единственный шанс  обеспечить развитие территорий - сформировать самодостаточное местное самоуправление.

 В Криворожском районе нам задавали много вопросов, в частности, о создании опорных школ. Поскольку объединенная громада забирает функции, которые до этого выполняла РГА, себе, ее задача - обеспечить высокое качество услуг. Я бы сказала, что в Криворожском районе вопрос качества услуг был выше личных амбиций.

Ну-а для скептиков хотелось бы подчеркнуть, что при объединении громад власть не исчезает, а доходит до самого отдаленного села. В каждом селе избирается староста. Согласно рекомендаций Верховной Рады каждая громада сама решает, сколько старост ей иметь. Староста принимает участие в принятии важных решений, в том числе и бюджетных. То есть власть становится ближе к людям.

Важным моментом является и то, что, согласно постановления Кабмина, территория, которая присоединилась к центру, получает инфраструктурную субвенцию, рассчитывающуюся по специальной формуле, учитывающей количество жителей, площадь и другие параметры. Ведь если центр является своеобразным магнитом, то присоединяющиеся территории должны быть не хуже. Они должны получить толчок к повышению качества услуг.

Сегодня же и сельские и поселковые советы - просители. Они самостоятельно не распоряжаются ни землей, ни налогами - все это им доводится сверху. В существующем варианте - человек бегает за услугой. В объединенной громаде - не человек бегает за деньгами, а средства приходят туда, где живет человек. И чем больше людей живет на объединенной территории, тем больше средств придет сюда.

- А насколько серьезно Вы оцениваете конфликт "село - город"? Смогут ли понять проблемы сельских территорий в городе, в случае, если центром объединенной громады становится город? И есть ли возможность, скажем, у громад Криворожского района объединиться с громадами других сельских районов?

- Любого конфликта можно избежать, если к процессу децентрализации подходить грамотно.

В области сегодня есть случаи, когда объединяются громады из разных районов. К примеру, Любимовка Днепропетровского района, не имеющее общих границ ни с одним из сел района, решила объединиться с Дибровским сельским советом Синельниковского района, также расположенным отдаленно. В законодательстве предусмотрен механизм, соответствующий и для таких случаев, однако вопрос об изменении границ районов будет принимать уже Верховная Рада Украины.

Но, повторюсь, решение об объединении принимают сами громады.

Читайте: Минрегион назвал координатора Днепропетровского регионального офиса реформ.

Публикация создана на основе опыта и информации, полученных в проекте "Институциональная поддержка - активизация местных средств массовой информации в миссии информирования о реформе децентрализации в Украине".

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#кривойРог #новости #0564ua #еленаТертышная #децентрализация
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Останні новини
Оголошення
live comments feed...