Приближаясь к Европе: Как в школах Кривого Рога внедряют инклюзию (ФОТО)
Поскольку Украина движется по пути демократических европейских преобразований, во всех школах страны начали внедрять инклюзивную форму образования. В июле прошлого года Президент Украины подписал закон об инклюзивном образовании. Теперь дети с особыми потребностями могут учиться в школах Украины наравне со всеми. Петр Порошенко после подписания закона написал в Twitter: Убежден, что он станет важным шагом во внедрении европейских подходов в развитии образования, откроет новые перспективы для наших детей.
Какими темпами внедряется инклюзия в криворожских школах и что уже сделано для того, чтобы особенные дети могли социализироваться и получить образование в общеобразовательных школах.
На эту тему мы пообщались с главным специалистом управления образования и науки Еленой Бородавкой:
По всему Кривому Рогу в 12 школах работают классы с инклюзивным обучением, где учатся 28 детей с особенными потребностями.
«Инклюзивное образование – совместная работа. Почему? Потому что ребенок, который попадает в систему инклюзивного образования, он не должен оставаться один-на-один со своими проблемами. Если он поступает в специализированное заведение, возле него тот же социум, в котором он и является частью этого социума. Если он попадает в новую систему, в этой системе он должен адаптироваться, но это система совершенно других детей и он в этой системе все-равно особенный. Поэтому в этой ситуации государство делает все, чтобы оно работало.
Само инклюзивное образование пришло в Украину уже минимум 20 лет назад, по крайней мере тот опыт, который нам показывали на западной Украине, где они начинали с программы «Крок за кроком». Это программа, которая была грантовая и все, что пришло к нам, это пришло из западной Европы. Но, при этом то, с чем столкнулась Европа, они при открытии и создании инклюзивной системы, они сохраняют и специализированную систему. Почему? Это очень дорогостоящая система. Допустим, чтобы ребенок пошел с плохим слухом в общеобразовательную школу, в этой школе должна быть среда, которая позволит ему чувствовать себя адаптированным. То есть, как минимум, должен быть класс, который должен быть оснащен специальной аппаратурой. Для ребенка это купить очень дорого. Поэтому на том этапе, на котором мы сегодня находимся, мы находимся на этапе постепенного обновления базы создания среды, безопасной для ребенка, максимально комфортной для получения знаний и первое, что сделали, наконец-то, с этого года, у нас работают везде, где есть инклюзивные классы, учитель ассистента и он именно работает как учитель ассистента, а не ребенка. Люди должны понимать, что это такое, потому что смысл работы ассистента учителя – сделать программу для ребенка адаптированной, модифицированной , то есть на тот уровень развития ребенка, который позволит ему эту программу освоить. То есть он работает вместе с учителем, он работает и с ребенком, но он работает и с той частью класса, которая по каким-то причинам тоже нуждается в помощи. Это задача этого учителя.
До этого месяца было полставки у ассистента учителя, с февраля месяца официально есть уже разрешение о расширении этой ставки на полную и как бы это решение проблемы, потому что работая на полставки, они ни с классом, ни с ребенком.
Что нам помогло? Это то, что до этого у нас был конкурс «Громадський бюджет», который позволил в некоторых школах уже иметь «зоны психологической разгрузки». В 32 школе на сегодняшний день благодаря этой зоне есть уникальная система. Она позволяет родителям особенных детей по субботам получать дополнительные знания для развития их чад. В этой школе нет инклюзивных классов, но есть особенные дети. У них есть то, с чего они начнут. Они готовят психологически и коллектив, и детей к принятию к себе в школу особенных деток.
Я считаю, что у нас в городе мы подходим грамотно к инклюзивному образованию. Сказать всем «приходите!» можно, но при этом нужно понимать, что это громадная степень ответственности.
На сегодняшний день это 28 детей, и они в школах там, где созданы были прерогативы для занятий этих деток. Самым определяющим здесь является все-таки желание родителей. Поэтому если родители желали, они имели полное право прийти и сказать, только нужно все это делать заранее и на что хотелось бы еще обратить внимание. Если на сегодняшний день есть желающие прийти в эту систему, то это надо делать буквально сегодня-завтра. Почему? Потому что люди должны подготовиться. Люди должны найти специалиста, который будет работать с ребенком, люди должны найти класс, в котором ребенок этот будет обучаться. Потому что изначально количество детей в инклюзивных классах ограничивалось, на сегодняшний день норму эту убрали. Для ребенка с особенными потребностями это не совсем удобно, потому что хочется, чтобы в этом классе было детей меньше, потому что ребенок требует какого-то собственного внутреннего пространства, помещения в классе.
Поэтому на сегодняшний день у нас в основном это дети с задержкой развития, с недостатками интеллектуального развития, три ребенка у нас учатся с последствиями ДЦП, двое детей с проблемами слуха.
Мы оказались перед проблемой, что нам не хватает дефектологов для этих детей, нам не хватает сурдологов. Потому что если родители хотят организовать класс когда уже прошла нагрузка на учителя, уговорить специалиста тяжело. А сурдологи у нас есть только в центре «Сузір’я», посреди года перестроить свой график работы, крайне сложно. Хотя, мы решили эту проблему, подписан договор между школой и центром. Просто очень долго, но проблему решили.
Что сделали изначально? Мы получили в 2017 году субвенцию, которая пошла в первую очередь на переоснащение кабинетов, на обеспечение их специализирванным оборудованием для коррекции поведения, для развития умственной деятельности, моторики у детей. Обновили материальную базу которая позволяет использовать современную технику аудио, видео в этих классах, получили для детей интерактивные доски.
На грантовые деньги от фонда Марины Порошенко построили в городе три медиатеки (в 1 интернате, 278 комбинат и 58 школа ).
278 комбинат – может, не совсем инклюзивная территория в плане того, что там очень тяжелые дети, но по крайней мере это попытка понять, что нужно особенному ребенку в общеобразовательной среде. Это обыкновенный садик, в котором обучаются дети с особым развитием. У них огромное количество программ для ускорения скорости чтения, писания, для ускорения мышления. У каждого ребенка есть планшет, который также приобрели за грантовые деньги и на этих планшетах они выполняют все операции намного быстрее и не отвлекаться от поставленной задачи. Плюс, у них есть интерактивные доски, с помощью которых они работают с детьми.
Мы провели достаточное количество семинаров для того, чтобы система эта работала. В том числе, провели семинар по развитию толерантности, потому что это один из главных признаков. Мы вручили для каждой школы календарь толерантности. К этим дням у нас проходят всегда социальные акции.
Самая главная проблема – родители должны понимать, что это все-таки другая система. Оставить ребенка с особенными потребностями в общеобразовательной школе без своего личного контакта, очень неправильно, потому что ребенок должен выполнят всю работу вдвоем. Это то, над чем тоже работаем, потому что высока степень ответственности. Мы родителям всегда говорим, что это – совместная работа, и они должны быть на нее настроены.
Нам надо было расширять степень подготовленности учителей к этой работе. Продолжаются семинары, продолжаются обучения, постоянно идет система обновления знаний.
На базе нашего пединститута планируется создание своеобразного ресурсного центра, где будет работать фактически центр переподготовки учителей, которые будут работать по этой системе обучения. В учебные планы подготовки введены всюду часы для обучения по инклюзивной форме обучения. Это громадный кусок работы для учителя и далеко не каждый учитель к этому способен.
Развитие инклюзии пока это, на процентов 80, деньги, приходящие за счет субвенции. Поэтому мы ждем, что в августе месяце у нас откроется свой инклюзивный ресурсный центр. Специалисты которого будут конкретно работать над созданием индивидуального плана развития ребенка (ИПР), над тем, как это будет реализоваться, на подборе качественных специалистов, на проведении своеобразной оценки деятельности педагога, коллектива, который работает с этим ребенком.
Процесс идет, не скажу, что медленно, он идет грамотно, он идет качественно, тщательно подбирая каждого педагога, учителя.
Есть школы, где количество особенных детей кажется для нас необычно большим. В 43 школе таких детей 4, в 278 комбинате мы не показываем, что инклюзивный, но тем не менее там очень большие наработки и мы планируем, что в будущем он будет работать.
На сегодняшний день идет капитальный ремонт 58 школы, которая станет образцом в Кривом Роге. Ее ремонтируют за счет немецкого фонда. Эта школа полностью подверглась реконструкции и она сейчас делается со всеми требованиями архитектурной доступности. Это главный признак доступа детей с особенными потребностями на ту территорию, которая позволит ему там находиться безопасно. Она будет отвечать полностью европейским стандартам.
На сегодняшний день, в чем еще проблема открытия классов с инклюзией? В школах не было до этого года в штатном расписании ни дефектологов, работали логопедические пункты, но логопедов в штатном расписании не было. В этом году впервые разрешили вводить в штатное расписание дефектологов. Это очень хорошо, потому что работающий дефектолог, это человек, который постоянно на месте. А особенные дети все равно требуют дополнительного внимания, дополнительного развития.
Одна из главных проблем сейчас – открывать эти классы вовремя. Необходимо время на разработку программы для ребенка, потому что он должен прийти в класс 1 сентября и не начинать с того, что он будет проходить обследование, а он садиться за парту и у него уже индивидуальный план развития расписан.
У нас еще проблема в том, что мы начинаем вводить инклюзию в школах, а у нас не готово общество. Например, в 121 школе не принимают ребенка, а не принимает кто? Родители. Каждый считает, что он привел своего ребенка и ему должно быть комфортно, именно комфортно моему ребенку, а комфортно ли в это время будет другому ребенку, эта тема уже не особо их волнует.
Мы все время переживаем, на сколько комфортно ребенку на инклюзии. Мы провели мониторинговое исследование во всех классах, где работает инклюзия и по ответам родителей, и визуально, 86% - готовы нормально.
Прежде всего, родители должны думать о своем ребенке при выборе формы обучения".
Инклюзия в спецклассах
В КУ «Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад комбинированного типа-школа 1 ступени № 278» в специальных классах есть инклюзивная форма обучения. Из 42 учащихся, 14 – на инклюзивном обучении, 1 – на индивидуальном обучении.
Мы побывали с 1 по 4 класс и посмотрели, как проходит процесс обучения особенных детей и как в классе чувствуют себя дети на инклюзивном образовании.
Спец.класс предполагает не более 12 учащихся. В третьем классе сейчас обучается 8 детей, 4 из них – на инклюзивном обучении, один из детей имеет расстройство аутического спектра. В классе во время урока присутствует мама, которая является ассистентом учителя. Она сидит рядом с ребенком, но на сегодняшний день, мальчик уже социализировался и его поведение изменилось в лучшую сторону.
Немаловажным является тот факт, что дети во время урока обучения на интерактивной доске сами сидели не за партами, а в релаксационных креслах. Преподаватели отметили, что сейчас идет внедрение условий и создание образовательной спокойной среды. Педагоги добавили, что ребенок сидя в удобном кресле, чувствует себя комфортнее и раскованее.
Школьники во втором классе используют на уроках планшеты, в которые закачаны специальные обучающие программы, которые помогают ребенку лучше усвоить и применить на практике полученные знания по математике и украинскому языку.
В Учебно-воспитательном комплексе есть «зона релакса», где есть специальные игры, развивающие логику и мелкую моторику. В этом уголке есть лампа для релакса, которая успокаивает детей после занятий и «колонна с пузырьками», в которой можно поменять цвет, в зависимости от того, какой необходим эффект. Также, есть все необходимое для рисования на песке, благодаря чему дети расслабляются.
Школьников учат в этой зоне правильно дышать, успокаиваться, регулировать себя и свое тело. С учениками проводят и арт-терапию.
Практический психолог высшей категории (стаж работы 18 лет), методист, квалифицированный арт-терапевт Наталья Пятигорец отмечает, что особенным детям крайне необходима такая «зона релакса», ведь у них работоспособность снижена и очень длительный учебный процесс им не под силу.
- Ребенок не выдерживает того напряжения, которое дает нам сейчас общеобразовательная школа, - подчеркнула Наталья Пятигорец.
В выпускном классе 278 УВК изначально обучалось 10 деток, но двоих выпустили после третьего класса, так как дети уже могли свободно учиться в общеобразовательной школе, не испытывая дискомфорта. Есть и другие случаи, когда из обычной школы родители переводят своих особенных детей в спецкласс, где с ними проводят работу и находят индивидуальный подход к его обучению.
Учитель начальных классов Татьяна Калиниченко отмечает, что инклюзивное образование в спец.классах она приветствует. В таких классах даже не нужен ассистент учителя. Здесь педагог видит положительный результат. В спецклассе дети на инклюзивном образовании никак не выделяются из общей массы учащихся. В общеобразовательной школе, по мнению учителя, есть риск, что снизится ритм всего класса, так как внимание педагога отвлечется на особенного ребенка.
- Родители хотят социализации ребенка, но это можно делать и с помощью творческих занятий, на праздниках, в спорте, в семье.
Татьяна Калиниченко подчеркнула, что несмотря на индивидуальную программу, по которой учатся дети на инклюзии, оценивание у них идет по той же системе, как и у всех детей в обычной школе, у них нет своей отдельной шкалы оценивания.
Родители всех выпускников 278 УВК планируют отдавать детей в общеобразовательные школы и уже определились с учебными заведениями.
Мама одного из выпускников Елена рассказала нашему корреспонденту, как она перевела сына в спецкласс после того, как отучившись 2 года в обычной школе, ребенок начал бастовать и отказывался вообще учится. Когда мальчика перевели в 278 учебный комплекс, стали заметны результаты не только в учебе, но и поведении мальчика – он стал более спокойным, дружелюбным, сострадательным. Мама связывает это с тем, что классы маленькие и учителя уделяют не только больше внимания каждому ребенку, но и знают, что к особенным детям нужен особенный подход. На сегодняшний день мама боится того, что когда ребенок перейдет в 5 класс обычной школы, он окажется «на задворках» и результаты, которых удалось достичь за 2 года, сойдут на нет. Но в спецшколу не планирует переводить сына.
Реконструкция школы на средства европейцев
На сегодняшний день в Кривом Роге за счет выигранного гранта от Немецкого общества по международному сотрудничеству «GIZ» и при поддержке Министерства регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины проходит капитальный ремонт в 58 общеобразовательной школе, которая должна стать наиболее комфортной и доступной для особенных детей.
Школа эта была построена более 70-ти лет назад и уже давно нуждалась в капитальном ремонте. За деньги европейцев сейчас в ней ремонтируют крышу, заменяют окна, внутренние двери и конструкции, заменяют внутреннее освещение, ремонтируют стены, потолок, пол. На первом этаже уже делают все необходимое для комфортного пребывания особенного ребенка в школе.
На сегодняшний день в 58 школе на инклюзивном обучении 4 детей (2,3,4,5 классы) и пока они вместе с другими школьниками переехали на время ремонта в помещение 14 школы.
Директор 58 школы Татьяна Коваль отмечает положительные изменения в развитии инклюзивной формы обучения в последнее время, особенно в финансовой поддержке, ведь для качественного инклюзивного образования финансовые затраты значительные.
После ремонта в школе планируют сделать современную медиатеку, которая будет включать в себя не только наличие обычных книг, но и электронные носители. Также, здесь будет находиться интерактивная доска, на которой в будущем будут проводить презентации. В этом помещении будет и зона релакса для детей на инклюзивной форме обучения, где школьник сможет расслабиться и «перезагрузиться» немного.
Сейчас строители делают удобный пандус для заезда в школу, а на первом этаже специальный туалет для детей на инвалидной коляске. Все двери в классы широкие и рассчитаны на то, что сможет проехать инвалидная коляска. То есть делается все для того, чтобы не было преград, и ребенок с особенными потребностями чувствовал себя комфортно и безопасно в школе.
Планируют закончить ремонт в школе к 1 сентября 2018 года. Директор школы отмечает, что пока еще никто из родителей не записал на инклюзивную форму обучения ребенка на инвалидной коляске, но если они будут знать, что есть такая школа, где уже все оборудовано специально для особенных детей, то они переведут его с индивидуальной формы обучения на инклюзивное в общеобразовательную школу.
Все специалисты отмечают, что особенным детям необходима социализация и инклюзивная форма обучения для них будет отличной возможностью не только получить образование, но и научиться общению со сверстниками. Есть еще «подводные камни», но все проблемы стараются решать в наиболее краткие сроки чтобы детям было комфортно и безопасно и не оставлять родителей и детей наедине с этой проблемой.