В Кривом Роге хотят повысить земельный налог для АМКР и ГОКов. Что будет с зарплатой? - ФОТО
В Кривом Роге вынесен на публичное обсуждение проект регуляторного акта - решения городского совета «Об установлении ставок земельного налога, размера арендной платы, льгот по оплате за землю и утверждении Регламента налогообложения земельных участков на территории города Кривого Рога в 2019 году» и анализ его регуляторного влияния.
Как сообщил корреспондент 0564 в понедельник, 7 мая, состоялось общественные слушания регуляторного акта, обнародованного на сайте горисполкома.
Слушания проходили в одном из залов мэрии. О регуляторном акте и правовых основаниях для его разработки кратко рассказали начальник управления градостроительства, архитектуры и земельных отношений Александр Брызецкий и начальник управления развития предпринимательства Ирина Рыжкова.
Отметим, что указанным проектом решения предлагается увеличить размер платежей за землю для предприятий осуществляющих добычу металлических руд и разработки карьеров (с 1% до 4%); для металлургического производства (с 1,91% до 4%). Кроме того, предлагается увеличить размер платы за землю для предприятий, осуществляющих транспортировку, хранение, оптовую и розничную торговлю газ и нефтепродуктами (с 0,9% до 1,3%); поставки электроэнергии (налог - с 0,3% до 0,5%, аренда - с 1% до 1,3%), производство и распределение газа, снабжение паром и горячей водой, сбор, очистку и распределение воды (налог - с 0 95% до 1,3%, аренда - с 0,9% до 0,95%); для предприятий оказывающих услуги в финансово-кредитной сфере (налог - с 0,5% до 1,3%, аренда - с 1,2% до 1,3%).
Размеры платы за землю для граждан и субъектов малого предпринимательства предлагается оставить на уровне 2018 года.
Таким образом, предлагаемые изменения напрямую коснуться АрселорМиттал Кривой Рог и криворожских ГОКов. В связи с этим участие в слушаниях, кроме депутатов, сотрудников горисполкома и общественных активистов, приняли также представители предприятий металлургической и горно-добывающей промышленности.
Почему появилась "четверочка"?
В начале обсуждения Александр Брызецкий отметил, что решение об установлении ставок земельного налога, в связи с изменениями в законодательстве, принимается ежегодно. Во внимание принимается классификатор земель а также коды экономической деятельности.
Первым несогласие с повышением коэффициента арендной платы высказал представитель ЮГОКа (группа Метинвест). Его интересовало, "чем руководствовались в мэрии, когда устанавливали ставки земельного налога для предприятий горно-добывающей промышленности, увеличенные в 4 раза по сравнению с показателями этого года? ... Почему появилась четверочка?"
На что Брызецкий ответил: - Я бы на вашем месте добавил бы еще одну информацию, чтобы было понятно для всех - что та "единичка", которая была "единичкой" стала уже не "единичкой", а 0,25 по Закону, который был принят 30 декабря прошлого года. Т.е. на следующий год единичка превращается в 0,25. Поэтому - это потери бюджета. Т.е. в последний день года Верховная Рада приняла закон, которым предусмотрела понижающий коэффициент для горного комплекса. Чтобы не было потерь бюджета, появляется 4-ка.
Также, по его словам, есть еще одно "но":
- Предприятия не одинаковы в пользовании землей - есть предприятия, работающие строго на арендных отношениях, как того требует Земельный кодекс, есть предприятия, которые работают на постоянном пользовании, и это тоже не является нарушением закона, поскольку Переходные положения Земельного кодекса до конца не отрегулированы. Поэтому, чтобы избежать всех этих моментов, предлагается 4-ка. И есть еще одно требование Налогового кодекса, который говорит, что размер минимальной арендной платы не может быть меньше размера налога. Если размер налога 4, то и размер арендной платы тоже 4, - объяснил чиновник.
Принятый "под елочку" Закон (предложение депутата от Оппоблока Долженкова - ред.), который устанавливает льготу 0,25% для ГОКов, он назвал "недолугым", поскольку прописанные в нем нормы идут в разрез как с налоговым, так и с земельным законодательством.
"Т.е. для предприятий горнодобывающего комплекса нет сегодня налоговых льгот. Есть одна-единственная, которую приняли, я повторяюсь уже, 30 декабря, ввели 0,25% для земель горного там т-т-т-т-... Во-перых, не имея права на это, потому что любые изменения к закону, в частности изменения к Налоговому кодексу, должны быть внесены до 1 июля, за 6 месяцев до начала бюджетного года", - заявил Александр Брызецкий.
Такое объяснение не утроило представителя ЮГОКа, он напомнил о том, что в этом году им отказали в применении льготного коэффициента 0,25% "по надуманным причинам" и обвинил Брызецкого в "оспаривании" Закона Украины.
А зарплата и модернизация?
Начальник отдела налогообложения АМКР не согласилась с расчетами доходов от платы за землю, которые получит бюджет города в случае принятия обсуждаемого регуляторного акта. По ее словам, в бюджет поступит 1 млрд 100 миллионов гривен только от АМКР, тогда как в проекте решения предусматривается поступление в сумме 1 млрд 102 миллиона от всех крупных налогоплательщиков.
- По Арселору отдельный вопрос. Когда обсуждался вопрос арендной ставки для Арселора, то было требование - сделать для Арселора такую же ставку как для Метинвеста. Ваше желание выполнено, - заявил представительнице АМКР Брызецкий.
Присутствующие на слушаниях представители АМКР напомнили о том, что с мая на 20% повышается зарплата. Они призвали дать возможность повысить зарплату, чтобы люди ощутили это и не уезжали в Польшу.
В этом сотрудников АМКР поддержал председатель одной из первичных профсоюзных организаций предприятия Владимир Близнюк. Он сообщил, что 10 мая начнутся переговоры с администрацией АМКР, напомнил о том, насколько болезненным стал процесс "примирения" между представителями администрации и трудового коллектива предприятия.
- И я с одной стороны поддерживаю - да, налог надо поднимать, но с другой стороны это станет лишним козырем для администрации, которая скажет, что нет возможности поднять заплату из-за повышения налога на землю. Немного не вовремя. Вы же тоже прислушивайтесь и к трудовому коллективу. Вы же не хотите, чтобы работники Арселора еще и сюда пришли? - сказал Близнюк.
По словам сотрудников АМКР, в случае повышения арендной платы за землю, уменьшатся отчисления на модернизацию предприятия, что также важно для работников и для жителей города.
В ответ на эти аргументы Эдуард Горевой, руководитель ОО "Экологична Рада Криворижжя", озвучил суммы получаемой предприятиями прибыли.
- У нас на руках ваша финансовая отчетность за прошлый год. Так вот докладываю, что АМКР получил в прошлом году чистой прибыли в размере 5 млрд 61 миллион. При том, что заплатил все налоги, в том числе налог по заработной плате - 1млрд 632 илн. Поэтому говорить о том, что увеличение налога на землю в том размере, который предлагается, предприятие не потянет, это как минимум не корректно.
Говорить о ГОКах - это вообще, честно говоря...: ИнГОК получил чистой прибыли в размере 6 млрд 965 млн, рентабельность производства превышает 50%. И вы будете рассказывать, что у вас нечем за землю платить?
Такая же ситуация по остальных ГОКах: СевГОК получил прибыли 7 млрд 300 млн гривен, при том, что заплачено налогов, за исключением налога на прибыль и на зароботную плату, всего-навсего от 500 до 600 млн гривен. О чем мы сейчас говорим? Уважаемые господа, это по крайней мере, не корректно", - отметил Горевой.
Советник Генерального директора АМКР Виктор Верещак тут же заявил:
- Не надо заниматься манипуляциями, если вы так знаете цифры о 5 млрд прибыли, то вы должны говорить о том, что только в этом году АМКР влаживает в переоснащение устаревших фондов не 5 млрд, а 10 млрд гривен. Чтобы вы не говорили о прибылях. Потому что умеете чужие деньги считать, а то что они влаживаются в город, строительство, чтобы людям было лучше работать, вы не говорите.
О цирке, дискриминации и коррупции
На "коррупционную составляющую" отношений между крупными промышленными предприятиями и городской власти обратила внимание в своем выступлении депутат горсовета от "Силы людей" Светлана Сова.
-...В Кривом Роге эти предприятия платили те же деньги но покоррупционным схемам - по социальным договорам. Т.е. эти деньги шли не через бюджет города. Все должны понимать - что это деньги, которые не облагаются налогом, они неподконтрольны громаде. Они были подконтрольны только провластному большинству, которое дерибанило эти деньги, - сказала депутат.
Отметив, что депутаты от "Силы людей" неоднократно предлагали и поддерживали повышение ставок земельного налога для высокоприбыльных предприятий, Светлана Сова заявила о конфликте интересов участников слушаний, представляющих АМКР и ГОК а также усомнилась в "благих намерениях" разработчиков нового регуляторного акта.
- В проекте решения все разделено по видам деятельности, которые очень разные. Я вижу какую-то игру сейчас - понимаю, что многие тоже это либо понимают, либо ощущают, либо знают об этой игре.
Дайте расчеты, которые отразят процент по каждому из видов деятельности, ведь у каждого из предприятий несколько видов деятельности. Из предоставленного нам анализа мы не видим, что именно заложено в документе. И какой цирк мы сейчас здесь наблюдаем, история покажет. Потому что я смотрю, что некоторые представители Оппоблока, представляющие большинство в горсовете, явно высказываются в сторону того, чтобы не повышать налог, но есть господин Брызецкий, который также представитель большинства - он, вроде бы как, за повышение... Поэтому я вижу этот цирк. Давайте как-то увидим в цифрах, - обратилась депутат.
Ее коллега по горсовету Николай Дектярев ("Самопомощь") подчеркнул важность принятия указанного регуляторного акта, поскольку установление ставки единого налога позволяет влиять на увеличение доходной части бюджета.
- Давайте исходить из того, что уже разработан и обнародован проект, есть действующий закон, есть льгота 0,25% и есть разъяснения председателя профильного Комитета Рады...
В случае увеличения платы за землю доходы горбюджета увеличатся на 245 миллионов гривен. Обращаю внимание, что с этой суммы АМКР уплатит 239 млн гривен. При этом фактическая плата за землю предприятий горно-добывающей промышленности, учитывая льготу 0,25%, не увеличивается и остается на уровне 1%.
Фракция "Самопомщь" заявляет о недопустимости дискриминационного подхода в вопросе платы за землю. Горсовет должен исходить из принципов справедливости, учитывать платежеспособность всех без исключения плательщиков налогов, заявил Дектярев.
Он также напомнил о прибылях и добавил: - Мы предлагаем установить максимальную ставку налога для ГОКОВ - 12% от денежной оценки. Учитывая льготу 0,25%, фактически предприятия будут платить 3%. Доходы бюджета вырастут еще на 419 млн гривен и будут составлять 665 млн гривен. Это тот финансовый ресурс, который даст возможность увеличить финансирование мероприятий, предусмотренных местными программами, в частности программы социально-экономического развития города. Многие говорят о дефиците средств для финансирования медицины, образования, спорта. У нас есть реальный рычаг для увеличения доходов бюджета. Мы эти деньги можем направить на школы, спорт, строительство жилья участникам АТО.
В зале послышались реплики, что привлеченные в бюджет деньги направят на строительство в парках и просто раздадут по 500 гривен.
Дектярев напомнил присутствующим, что депутаты представляют интересы громады, а не собственников.
За равенство всех плательщиков налога, а не установление повышенной ставки налога только для тех, кто эффективно ведет бизнес и декларирует чистый доход, высказался и сотрудник юридической службы АМКР. - Кроме предприятий горно-металлургической отрасли есть и другие предприятия, которые имеют доход - аптеки, казино, - сказал он.
Начальник отдела налогообложения АМКР не согласилась с расчетами, озвученными Дектяревым. Она сообщила, что с коэффициентом 1,91 АМКР платит уже 500 миллионов, а в будущем году, при условии увеличения ставки земельного налога, платежи от одного АМКР составят 1 млрд 200 млн.
- Мы отстаиваем принцип - должны быть равные подходы для монополистов и высокоприбыльных предприятий, - огласила позицию фракции "Самопомощь" в горсовете ее председатель Людмила Бурман. Она предложила представителям АМКР официально обнародовать свои предложения по налогам. и объяснила, что озвученная депутатом Дектяревым цифра 12% связана с тем, "что 284/4 статья Налогового кодекса Украины была, по предложению депутата от Оппоблока Александра Долженкова, дополнена нормой в интересах господина Ахметова, прежде всего".
- В условиях, когда Арселору ставят 4%, мы понимаем, что это политические и не очень красивые манипуляции, потому что 4% для Арселора, не имеющего налоговой льготы и 4% для ГОКов - это совсем разные 4%. Мы за равноправие в налогообложении высокоприбыльных предприятий, - повторила депутат.
Читайте также: Криворожский горсовет установил для АМКР ставку земельного налога выше, чем для предприятий Ахметова.
В своем выступлении она также обвинила районные советы в том, что они не заинтересованы контролировать заключение договоров аренды с предпринимателями.
- А почему мы вообще повышаем плату за землю, когда коррупционная составляющая в нашем городе зашкаливает? Плата за землю, как второй источник по наполнению бюджета, могла бы быть большей, если бы райсоветы четко контролировали заключение договоров аренды субъектами предпринимательской деятельности. Я могу утверждать, что райсоветы не заинтересованы в контроле за тем, чтобы предприниматели заключали договора аренды земельных участков, - заявила Бурман. Приведя пример Веселых Тернов, где не заключен договор аренды с "Кавказской кухней", работающей уже 5-7 лет, депутат попросила Брызецкого контролировать заключение договоров всеми предпринимателями, "в том числе теми, протекцию которым составляет лично председатель райсовета".
Удивление дня
Отметим, что позиция депутата от Оппоблока Артема Коломойца совпадала с позицией представителей предприятий, которым хотят повысить ставку земельного налога.
- Мои коллеги много говорили о громаде. Громада - это те люди, которые работают на этих предприятиях. Инвестор выполняет ремонт. Есть хороший диалог о повышении заработной платы. Я знаю, потому что общаюсь с коллегами в цехах. Мы хотим ставкой 4% усилить давление на эти предприятия? Ставка налога это всем понятно, но людям важнее зарплата, чтобы не ехать в Польшу, - сказал Коломоец.
Своей позицией он, казалось, вновь вызвал удивление у Светланы Совы, поэтому уже с мета объяснил ей, что работает в подрядной организации (подрядчик АМКР - ред.).
После выступлений депутатов один из участников слушаний задал вопрос, который, вероятно, также интересует многих жителей Кривого Рога:
- Куда деваются налоги? Где деньги? Куда подевались?
Криворожанин посоветовал в следующий раз развесить кругом по городу объявления и проводить слушания в большом сессионном зале.
"Собрались тут кучкой, решили... Именно с этого все и начинается", - заявил мужчина.
Обсуждение регуляторного акта не закончилось.
Куда подавать предложения
Теперь замечания и предложения будут приниматься в письменном виде от граждан, субъектов хозяйствования, их объединений, научных учреждений и консультативно-совещательных органов в осуществлении государственной регуляторной политики в месячный срок управлением развития предпринимательства исполкома городского совета (почтовый адрес: 50101, г.. Кривой Рог, площадь Молодежная, 1, каб. 510, тел. 74-39-72, электронный адрес: [email protected]) и управлением градостроительства, архитектуры и земельных отношений исполкома городского совета (почтовый адрес: 50101, г. Кривой Рог, площадь Молодежная, 1, каб. 520, тел. 92-13-81, 74-24-33, электронный адрес: [email protected]). А также на электронные почтовые ящики исполкома городского совета [email protected] и исполкомов районных в городе советов металлургической, Долгинцевского, Покровской, Ингулецкой, Саксаганского, Терновского, Центрально-Городской: [email protected], [email protected]. ua, zhv_vk @ ukr.net, [email protected], srvk @ srvk.gov.ua, trn-vk1 @ i.ua, [email protected].
С указанным проектом и анализом его регуляторного влияния можно ознакомиться на официальных сайтах в сети Интернет:
- Криворожского городского совета и его исполнительного комитета в подразделе «Регуляторная политика» раздела «Информационная база» www.kr.gov.ua;
- исполкомов районных в городе советов металлургической, Долгинцевского, Покровской, Ингулецкой, Саксаганского, Терновского, Центрально-Городской: www.mtlrg-kr.gov.ua, www.dlgr.gov.ua, www.zhrkrog.gov.ua, www. ing-org.gov.ua, www.srvk.gov.ua, www.trnvk.gov.ua, www.vykonkom-tsmkr.gov.ua.