
Криворожская вышивальщица-левша в праздничные дни радовала своим творчеством одесситов, - ФОТО
Криворожанка Лилия Билозир в прошедшие праздничные дни радовала своим творчеством жителей Одессы. На Приморском бульваре она выставляла свою вышивку.
"Издалека они напоминают живописные полотна, расписанные щедрыми мазками. Атласные ленты застыли в виде крупных цветочных бутонов и зелени. А мелкие стежки крестиком и гладью аккуратно прорисовывают головки нежных ландышей, лепестки анютиных глазок и полевых ромашек", - пишет издание Одесса.Медиа.
Особое отношение у мастерицы к флористике.
- Когда я вышла на пенсию, то засеяла цветами весь участок на загородной даче, - рассказала она. – А потом приезжала и подолгу любовалась тем, что выросло. И так эти цветочки меня вдохновили, что я решила перенести их на полотно.

Мастерица не только украшает картины вышивкой с цветочным рисунком. Использует в творчестве и живые цветы. Сушит их в книге или под прессом, а некоторые, чтобы сохранить объем, сбрызгивает лаком для волос. Потом мастерит панно с цветочными композициями, составляет букеты и плетет веночки из сухоцветов, к примеру, шароголового мордовника, мигелы, полевой пижмы, семян ириса.

75-летняя Лидия Билозир, хоть и любила вышивать с детства, нигде этому не училась. Осваивала ремесло методом проб и ошибок. Наверное, от этого ее работы выглядят искренними и немного по-детски наивными. В то же время Лидия Кузьминична очень точно передает изображение, а чтобы уплотнить стежки, разглаживает с обратной стороны нержавеющей ложкой. Все картины она вышивает левой рукой, так как левша от рождения. А некоторые в буквальном смысле делает ногами – на ножной советской машинке «Чайка-2». Кстати, даже мелкий узор вышивает без очков и увеличительного стекла.

- Я даже газетный текст могу свободно прочитать, - улыбается мастерица. - Правда, когда сажусь за вышивку, включаю сразу две настольные лампы.
Рукодельница все время учится новым техникам. К примеру, умеет вышивать белой, двухсторонней и китайской гладью, недавно освоила печать на ткани и вышивку французскими узелками. А в последнее время увлеклась художественной гладью. Когда искала натуральный шелк, чтоб использовать для этой техники, оказалось, его не так легко найти в продаже.
У мастерицы непростая судьба. Она 20 лет трудилась электриком на металлургическом заводе, а после еще 20 – проводницей в поезде. В одиночку, без мужа растила сына. Но, несмотря на все перипетии, не потеряла вкус к жизни. В солидном возрасте частенько ездит на выставки, причем одна. Так, в Одессе она остановилась в хостеле, где пришлось в сутки заплатить 200 гривен. Еще 1,3 тыс. гривен выложила за аренду места на ярмарке.
- На пенсию в две тысячи гривен особо не разгонишься, - говорит она. – Но мне очень повезло с детьми: они меня поддерживают, помогают деньгами. А внуки купили билеты на поезд и звонят по несколько раз в день: говорят, мол, бабушка, когда ты уже наездишься! Волнуются, все-таки возраст… Но меня, если честно, мой возраст не останавливает. Если за мной решит прийти «дама с косой», неважно, где я буду – в поезде или дома на диване.

Материалы для творчества нынче дорогие, сетует рукодельница. Благо, дома сохранился большой запас французских ниток мулине. Лидия Кузьминична купила их 20 с лишним лет назад, но из-за работы на вышивку времени не хватало. За один моток, который в то время стоил гривну, сейчас придется выложить все 14.
При этом рукодельница признается, что увлечение, ставшее делом всей жизни, не променяла бы ни на какие материальные блага. Творит исключительно по зову души, а заказы не принимает. При этом покупатели уже узнают почерк мастерицы: работами украшают интерьер, покупают в подарок и даже чтобы перепродать. А несколько картин приобрели для музея народных промыслов в Ужгороде.
- На выставках ко мне часто подходят, просят телефон или визитку, - рассказывает художница. – Мол, мы вам позвоним, закажем картину. А я говорю: под заказ не работаю! Увидела что-то, загорелась и сделала. Если понравилось – берите.
Чтобы создать одну картину, мастерице нужно трудиться не меньше месяца. Цены на полотна - в среднем от 100 до тысячи гривен. А самая дорогая картина «Скрещивание дорог» затянула 5 тысяч гривен. Ее рукодельница целых два месяца вышивала мелким крестиком.