Индивидуальные траектории обучения, пединтернатура, аудит от родителей, - Кабмин хочет узаконить новшества для школы
Проект закона «О среднем образовании», который дополняет Закон «Об образовании» и дает реальные механизмы для реализации реформы «Новая украинская школа» для учащихся, учителей, родителей и образовательных управленцев, представлен Правительством на рассмотрение Верховной Рады Украины.
Соответствующее решение Кабинет Министров Украины принял сегодня, 13 марта 2019 года, сообщает пресс-службе Кабмина. С презентацией законопроекта можно ознакомиться здесь.
Министр образования и науки Лилия Гриневич на заседании Кабмина рассказала об основных новациях законопроекта, сгруппировав их блоками: новации, которые создают новые возможности для учеников, новации для учителей, для родителей и образовательных управленцев.
Ученикам документ предлагает реальные механизмы определения собственной образовательной траектории.
«Для учеников с особыми образовательными потребностями построение такой траектории - возможность для успешной интеграции в жизнь обычной школы. Для детей, которые серьезно учатся еще вне школы, например, ходят на спорт или в музыкальную школу, - это возможность зачислить полученные не в заведении знания, а освободившееся время использовать на домашнее задание или иную работу. Для учащихся, находящихся на домашнем обучении, этот механизм позволит просто и безопасно зачислить свои учебные достижения и получить документ о полном общем среднем образовании», - пояснила министр.
Для работы по индивидуальной траектории ученик и / или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Под это будет создаваться индивидуальный учебный план, который совместно составят педагоги, родители и ученик, одобрит педсовет и утвердит директор.
Далее для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне учреждения, проводится обычное годовое оценивание или ГИА.
Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (то есть 2 в год).
Предусмотрено и развитие Нового образовательного пространства. Проект определяет, что библиотека и ресурсные комнаты, которые показали высокую эффективность как для обучения детей с особыми образовательными потребностями, так и для других детей, в ближайшее время должны стать нормой для школ.
2 адаптационные циклы обучения - 1-2 класс и 5-6 класс, также предусмотренные законопроектом, позволят оказать дополнительную поддержку детям в наиболее уязвимые периоды школьной жизни.
Еще один механизм, который дает детям этот закон, - реальный, а не декларативный выбор предметов вариативной составляющей.
«Ведь как сейчас - все упирается в недостаточность часов, поэтому де-факто выборочную составляющую выбирает школа, а не школьник. Этот же закон дает возможность создавать межклассные группы для изучения выборочных предметов, когда дисциплину слушает не один класс, а сборная группа из учащихся классов одной параллели и смежных классов. Благодаря этим группам дети смогут действительно выбрать, что они будут учить, какой выборочный предмет их действительно интересует. Особенно это актуально для старшей профильной школы, содержание образования которой должно максимально соответствовать потребностям, интересам и планам ребенка на будущее», - объяснила руководительница МОН.
Министерство и Правительство не забывают и свои обязательства перед детьми, которые учатся в школах с языком обучения национальных меньшинств.
«Наша цель - чтобы эти дети полноценно овладели как государственным, так и родным языком. После многочисленных консультаций, согласований и переговоров в законопроекте «О среднем образовании» мы предлагаем именно ту модель, которую сформировали и обнародовали по результатам консультаций по Закону «Об образовании», - подчеркнула Лилия Гриневич.
Итак, первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое этот язык защищало бы и развивало. Прежде всего, речь идет о крымских татарах.
Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1 до 11 (12) класса наряду с основательным изучением украинского языка.
Вторая модель для школ с языком обучения национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и речевой среды, использование этой модели может быть разное, но основы такие:
на материнском языке, наряду с изучением государственного, они будут учиться в начальной школе;
в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должен начать преподаваться на украинском с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе достичь отметки - не менее 40% предметов изучаются на государственном языке;
в старшей школы не менее 60% годового объема учебного времени в этих заведениях должно читаться на государственном языке.
Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых относится к одной из украинской языковой семье, а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык). Там начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.
Закон также предоставляет возможности для учителей, в частности реальную педагогическую автономию в:
создании программ;
разработке собственной системы оценки и поощрения ученика (с созданием шкалы перевода в 12-балльную шкалу);
повышении квалификации по своему выбору и за счет государства.
Документ также предусматривает больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. К тому же они смогут получать дополнительные доплаты, которые благодаря закону сможет устанавливать основатель заведения.
Еще одна новация для учителей - введение педагогической интернатуры.
Пединтернатура будет предусматривать, что молодой учитель, с обучения придя в заведение, получит наставника, который будет консультировать, направлять и заниматься его благополучием и развитием. При этом наставник будет получать 20% доплаты к зарплате за такую супервизию и будет лично заинтересован в успехе молодого учителя.
Самое первое и самое важное, что этот проект предлагает родителям - это безопасная среда для их детей.
Документ определяет, что все учителя пройдут курсы подготовки по домедицинской помощи.
Также родители детей с особыми образовательными потребностями получат возможность сопровождать своих детей на уроках.
Благодаря закону родители также получат право инициировать проведение внепланового институционального аудита учебного заведения. Идеология такой проверки изменена - она направлена прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над «и» и помочь найти оптимальный выход из ситуации.
Свои преимущества получат и образовательные управленцы. Так, согласно Закону «Об образовании» директор может занимать свою должность не более 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении.
Однако чтобы эта изменчивость власти давала положительные последствия для развития учреждения, должны быть прозрачные и честные механизмы выборов директоров. И в этом проекте с учетом пилотирования различных видов конкурсного отбора директоров было решено, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль при выборе, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия.Также обязательным является видеотрансляция и видеофиксация отбора. Это должно минимизировать использование админресурса директором, а также влияние выборов на учебный процесс.