• Головна
  • Децентрализация, ЕС и активная громада: кто и как помогает украинской «сельской школе» развиваться, - ФОТО
08:38, 26 квітня 2019 р.

Децентрализация, ЕС и активная громада: кто и как помогает украинской «сельской школе» развиваться, - ФОТО

Децентрализация, ЕС и активная громада: кто и как помогает украинской «сельской школе» развиваться, - ФОТО

Подписание Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, децентрализация и понимание украинцев того, что развитие их громады – в их руках, дало возможность стремительно развиваться и покорять новые вершины. А «сельская школа» при умелом руководстве и активной позиции учеников и учителей сейчас может выигрывать различные гранты на реализацию самых разных идей.

В Черновицкой области в конце 2015 года была создана Глубокская объединенная территориальная громада с административным центром в поселке городского типа Глубокая. В ОТГ входит 5 населенных пунктов, в которых проживает 13, 5 тыс.человек. Здесь есть учебное заведение, у которого могут поучиться многие городские школы и лицеи. Благодаря децентрализации и объединению населенных пунктов в Глубокскую ОТГ, Глубокский лицей получил возможность стремительно развиваться.

- Уникальность этого заведения в том, что его директор Дмитрий Глобак ведет активную общественную деятельность и является руководителем общественной организации, которая пишет много проектов и выигрывает их, - отметил глава Глубокской ОТГ Григорий Ванзуряк.

Дмитрий Глобак работает директором Глубокского лицея последние 8 лет. За это время количество желающих учиться в лицее значительно выросло - еще 7 лет назад в этом учебном учреждении количество учеников было 550, а сегодня уже 740. По словам директора, тенденция к увеличению количества учащихся началось после создания ОТГ. Учебное учреждение приблизительно на 6% уже переполнено.

Директор подчеркнул, что изначально планировалась создавать на базе лицея опорную школу, но сейчас в ОТГ уже видят свое учебное учреждение как Академический лицей.

Лицей принимает активное участие в олимпиадах, учащиеся пишут научные работы и защищают их на различных уровнях. Более 60% выпускников лицея поступают на бюджет в высшие учебные учреждения. Выпускники уезжают учится в Киев, Львов, Ивано-Франковск, Каменец-Подольск, но большинство в Черновицкий университет. В лицее начали готовить абитуриентов для поступления заграницу. Несколько выпускников лицея уже поступили и успешно учатся в ВУЗах Италии, Польши и в других странах Европы.

- Как и другие учебные учреждения, у нас есть моменты, когда мы работаем нестандартно. У нас распространенное направление деятельности – проектная деятельность и обучение с помощью проектов. Мы принимаем участие и в образовательных проектах, вне зависимости от того, какой у них бюджет. Нам это просто интересно – и ученикам, и учителям, и администрации ОТГ, - подчеркнул директор лицея.

Дмитрий Глобак рассказал о проектах, в которых его учебное учреждение принимало участие уже после создания ОТГ.

- Первое, с чего мы начали – сотрудничество с Корпусом мира США. Всего за историю этого учебного учреждения у нас побывали 4 волонтера. На сегодняшний день у нас завершено сотрудничество и мы находимся в том диапазоне, что нам надо сделать небольшой перерыв.

Директор лицея отметил, что его учебное учреждение является «экспериментальной площадкой для того, чтобы воспроизводить какие-то дела на территории ОТГ». Первый пример – сотрудничество с Корпусом мира, которое началось с лицея, а потом уже внедрялось на территории всего ОТГ.

Следующий проект, который реализовывали в лицее – «Школа энергии». В 2016 году по всей Украине было отобрано 25 школ и из этого числа был и Глубокский лицей. На протяжении этого года лицей получил ряд преимуществ: обучение учителей, после чего за лицеем был закреплен профессиональный аудитор; потом лицей получил от донора соответствующие инструменты для воплощения с учениками обучающих аудитов (это был так называемый набор юного аудитора) с помощью которого учителя с учениками осуществили полный энергоаудит лицея. Помимо этого, учебное заведение получило образцы утеплителей и стеклопакетов, которые ученики имели возможность исследовать.

После этого в учебном учреждении внедряли проект, касался демократии в лицее. На тот момент, когда Глубокский лицей принимал в нем участие, это был Международный проект, а сегодня он уже полностью поддерживается Министерством образования Украины. Учителя прошли обучение в Польше и получили сертификаты в присутствии послов государств из рук Министра образования Польши.

- Вот у нас есть сертификат, то есть Глубокский лицей является действительно демократической школой, - отметил директор учебного заведения.

Помимо новых знаний учеников и учителей, в лицее улучшается и материально-техническая база.

Раньше родители сами привозили своих детей в лицей, теперь ситуация поменялась. Дмитрий Глобак рассказал, что были закуплен б/у автобус польского производства, который в Польше тоже использовался как школьный. Он перевозит 43 учеников и его затраты – 20 литров на 100 км. В следующем году был закуплен украинский автобус «Эталон», который перевозит 23 школьников и имеет приблизительно те же затраты. «Эталон» был закуплен благодаря финансированию областного совета и объединенной территориальной громады в соотношении 70/30.

- Таким образом, с помощью этих двух автобусов мы начали подвозить к лицею из 11 населенных пунктов детей, которые хотят у нас обучаться, - подчеркнул директор.

Дмитрий Глобак отметил, что после работы с учениками в направлении энергоэффективности, он понял, что это может стать интересным и для других.

- Была разработана методика и подана в Национальный центр Малой академии наук на конкурс, где призовым бонусом стала поездка в европейский центр ядерной энергетики, то есть то, что люди привыкли называть коллайдер. Приблизительно две недели я провел в Женеве. Коллайдер находится на границе двух европейских стран – Швейцарии и Франции. Это колоссальный проект и Украина тоже присоединилась в том году, когда я ездил и заплатила взнос более миллиона долларов, - сообщил директор Глубокского лицея.

Когда школа закончила проект «Школа энергии» по энергоаудиту школьных помещений, Немецкое общество международного сотрудничества GIZ понравилась эта идея и они хотели продолжить этот проект – «Школа энергии 2.0».

- Наша энергокоманда занималась уже энергомониторингом. То есть по всем затратам, которые были в учебном учреждении, они проводили мониторинг и вносили данные в специальную программу, которую им предоставили бесплатно. Это привело к тому, что в будущем в нашей объединенной территориальной громаде идея подхватилась главой и была введена новая должность – энергоменеджер. Сейчас производится энергомониторинг всех социальных объектов на территории ОТГ, - сообщил директор Глубокского лицея.

Григорий Ванзуряк подчеркнул, что благодаря проведению энергомониторинга, удалось в феврале сэкономить 40 тыс. кубов газа (в сравнении с прошлым годом).

- Эксперты говорят, что если только мониторинг, то это где-то около 3% энергии. Только мониторинг без замены окон, без утепления даст возможность экономить в коммунальных учреждениях на использовании газа, электроэнергии и других видах отопления, - добавил глава Глубокской ОТГ.

По словам Дмитрия Глобака, сотрудничество с «Корпусом мира» дало возможность их учебному учреждению принимать участие в разных проектах, и вместе с волонтером Корпуса был написан совместный проект, бюджет которого составил около 6 долларов и назывался «Оставь после себя следы от обуви, а не мусор».

- Этот проект был направлен на то, чтобы побуждать девочек заниматься наукой, то есть имел определенную направленность на гендер. Также, мы хотели установить определенные экологические правила на территории нашего учебного учреждения, а потом перешло бы на всю громаду, - отметил директор лицея.

В рамках этого проекта была открыта современная цифровая лаборатория и была закуплена часть оборудования для осуществления экологических исследований.

Очень часто пользуются разными европейскими обучающими программами и директор. И глава Глубокской ОТГ. Так, Григорий Ванзуряк принимал участие в программе USAID и посетил Голландию, где изучал финансирование и систему образования этой страны. Дмитрий Глобак работал во Франции, где выясняли, каким образом можно внедрять элементы прав человека в образовании Украины.

Помимо европейских проектов, Глубокский лицей создает проекты и для участия в украинских конкурсах. Так, учебное учреждение выиграло уже порядка 6 проектов в «Фонде Кличка». Один из последних – проект, который призывает громаду через неформальное образование научить их самостоятельно решать общественные и глобальные проблемы. Суть проекта – отбирались 100 школ со всей Украины, которые хотели бы заняться проблемой сортировки мусора. Побывав на тренинге в Киеве, участники проекта приехали в ОТГ и проводили тренинги для учителей, всех членов ОТГ. Результатом этого школьного проекта стало то, что на территории Глубокской ОТГ начали сортировать мусор. От «Фонда Кличка» громада получила механический пресс, которым планируют в дальнейшем прессовать мусор в брикеты и складировать на определенной территории, а потом вывозить и сдавать его.

Следующий проект, в котором принял участие лицей, это проект Министерства образования и экологии - «Компола». В рамках этого проекта учащиеся занимаются компостированием отходов со школьной столовой.

Еще один проект, который реализовывается в Глубокском лицее – от ПРООН и Австрийской Агенции Развития. Благодаря этому проекту, в учебном учреждении установили энергосберегающие окна, что даст возможность значительно экономить на энергоносителях.

- Участие в этом проекте стимулировало нас уже принимать участие в разных проектах не только как учебное учреждение. Мы начали мыслить немного по-другому, переосмыслили свою деятельностьза последние несколько лет и была создана общественная организация «Пространство развития громад». Летом мы создали эту организацию и первой целью было улучшение условий обучения детей в Глубокском лицее и еще мы хотим дать развитие нашей объединенной громаде, – отметил директор лицея.

Уже от организации подан следующий проект для учеников. Были найдены два самых старших коллектива на территории Буковины – один касается народной хореографии, который находится именно в поселке Глубокая и один из коллективов – хоровой, который был создан в послевоенные годы.

- Первая наша общая мысль – мы хотим заинтересовать учеников заниматься хоровым пением и хореографией. Соответственно, написали проект «Від витоків до майбутнього: передача культурної спадщини через призму співпраці громад Буковини»на общую стоимость порядка 250 тысяч гривен и подали его на Украинский культурный фонд, видим, что он уже зарегистрирован. Надеемся, что если проект будет профинансирован, мы сможем заинтересовать наших детей, - отметил Дмитрий Глобак.

Планов на развитие как лицея, так и Глубокской объединенной территориальной громады еще много и люди здесь уже знают, как разрабатывать проекты и получать гранты. Директор Глубокского лицея рассказал коротко о том, чего он вместе с педкоолективом, учениками и членами ОТГ добились за последние несколько лет и пожелал всем украинцам:

- Желаю никогда не сдаваться и всегда бороться за свою мечту до последнего!

Журналистка - Татьяна Якушевская 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#КривойРог #новости #0564 #отг #ес #децентрализация #евросоюз #история успеха #развитие громады
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Останні новини
ТОП новини
Від атаки ворожого FPV - дрону загинув військовий з Кривого Рогу Володимир Самородов
Сутичка у Кривому Розі під час перевірки військовозобов’язаних: в ТЦК повідомили деталі інциденту
Відмовився проїхати до найближчого ТЦК та чинив опір поліцейським: у Кривому Розі патрульні затримали порушника мобілізаційного законодавства
У Кривому Розі жінка повідомила у поліцію про зґвалтування та вбивство сестри, що виявилося брехнею
Оголошення
live comments feed...