"Не булочка и не краник": когда криворожанам говорить с детьми о сексе и что рассказывать, - СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Ежедневно в новостях мы видим новости о том, как совершается сексуальное насилие над детьми. А сколько еще историй, о которых девочки и мальчики не рассказывают никому? Причин для молчания ребенка много - не знает как объяснить, стыдится, не понимает до конца, что именно с ним произошло. Чтобы максимально обезопасить свое дитя, с ним необходимо говорить и все объяснять.
О том, как и когда необходимо говорить со своим чадом о сексе, наш корреспондент узнавал у семейного психолога, сексолога и, самое важное, мамы троих детей - Ольги Урясьевой.
- Ольга, когда вы начали проводить тренинги для родителей и как первые слушатели воспринимали полученную информацию?
- Родители, которые приходят на мои лекции по сексуальному воспитанию,изначально понимают важность темы. Наши дети живут в особенное время, когда тема секса и сексуальности очень открыта и доступна в нашем обществе. Телевидение, интернет, реклама, клипы чрезмерно сексуализированы. При этом совсем не сформирована культура сексуального взаимодействия и сексуального образования. У детей базовая эмоция, которая стимулирует развитие, это эмоция интереса. Приходит момент, когда ребёнокнаравне с другими темами начинает интересоваться, почему у мальчиков и девочек разное строение тела, откуда берутся дети, зачем нужны прокладки, что такое презервативы и многое другое. К тому же у каждого ребёнка в определённый момент наступает период полового созревания, когда изменяется его тело, наступают менструации у девочек и поллюции у мальчиков, и к этому моменту ребёнок должен быть подготовленным, понимать, что именно будет происходить и что все эти переменныпроисходят со всеми, и обозначают, что ребёнок здоров. Как сексолог, я знаю множество случаев когда у девочек начинались менструации, а они нечего не знали о особенностях женского организма и испытывали ужас, так как считали, что смертельно больны. Или истории про мальчика у которого случались поллюции и он искали в интернете информацию о странных выделениях из пениса, на что "Гугл" отвечал, что это симптомы различных венерических заболеваний.
- С какого возраста вы рекомендуете говорить с детьми о сексе?
- Половое воспитание начинается с рождения. Прежде всего, это то, как мы взаимодействуем с телом ребёнка через уход, купание, массаж. Важно уделять внимание и с любовью относиться ко всем частям тела ребёнка, в том числе и гениталиям, для того, чтобы у ребёнка формировалось благоприятное отношение ко всему телу и понимание, что нет ненужных, стыдных или грязных частей тела, что всё в его теле важно и нужно. Когда ребёнок до годаизучает своё тело, дёргает себя за волосы, уши, исследует свои половые органы, не нужно с ужасом отдёргивать его руки, а позволять ребёнку исследовать себя и свои ощущения и только если эти действия носят навязчивый характер, мягко переключать внимания, убирая ручки давая взамен игрушку. Важным является бережное приучение к горшку без спешки и насилия в игровой форме. Когда ребёнок начинает интересоваться книгами, можно приобрести книгу о строении тела человека, для самых маленьких, и вместе читать, разглядывать картинки, как устроенное тело человека, чем отличаются мальчики и девочки.
- Расскажите вкратце, что можно говорить ребёнку о сексе в каждой из возрастных групп?
- 2-3 года: Обучаем ребенка правилу нижнего белья. Смысл таков, что все, что спрятано под трусиками это особенные, интимные части тела, которые показывать и давать трогать другим нельзя. Только мама или папа могут прикасаться к ним, когда помогают тебе в ванной, а так же иногда доктор, если нужна будет его помощь.
3-4 года: Ребенок знает слова правильные названия половых органов - пенис и вульва. И даже если вы не используете их в повседневной жизни или вам не ловко использовать эти слова, ребенок должен их знать. Почему важно использовать реальные названия (пенис/член, промежность, вагина/влагалище, грудь)? Это прежде всего нужно для безопасности ребёнка. Это даёт детям нужные слова не только для рассказа о том, что с ними уже случилось – но и для ситуаций, когда происходит нечто некомфортное, и для прекращения нужно обозначить, что именно, а также убедиться, что все это поняли. Существуетреальный случай с девочкой, которая подвергалась сексуальному насилию со стороны отчима, в семье которой, женские гениталии было принято называть булочкой. Когда девочка жаловалась, что отчим просит делиться с ним булочкой, взрослые говорили, что это правильно, не нужно жадничать, нужно делиться.
4-5 лет: Говорить о правилах безопасности на улице, о правилах поведения с незнакомцами. Учить выстраивать свои границы и не нарушать чужие. Стучаться вкомнату, спрашивать разрешения, перед тем, как будете взаимодействовать с телом: Можно я тебя обниму? Учить ребёнкаразличным вариантам говорить «нет»и считаться с его «нет» прежде всего, самим.
Важная тема для обсуждения в этом возрасте, это безопасные и небезопасные прикосновения. Важно сказать, что есть вещи, которых с ребёнком не должен делать никто и никогда( например: трогать половые органы , снимать одежду, показывать свои половые органы, фотографировать или снимать на видео ребёнка без одежды). И если кто-то их делает или просит делать, нужно сказать «нет» и рассказать родителям.
Так же в этом возрасте важно рассказать о правильных и неправильных секретах, Объясните ребёнку, что секрет перестаёт быть секретом, если мучает, пугает или ранит того, кто его должен хранить. С таких секретов снимается тайна, и становится можно рассказывать родителям или другим доверенным взрослым, чтобы перестать мучиться.
7-9 лет: говорим с детьми на тему полового созревания и изменений в их теле в связи с этим. Рассказываем про менструацию, эрекцию и поллюции. Так же мальчикам рассказываем об особенностях женского организма, а девочкам мужского. В помощь родителям есть множество прекрасной литературы для совместного чтения для различного возраста.
9-12 лет: Мы рассказываем о взаимоотношениях и чувствах. Так же в школьном возрасте, когда дети уже самостоятельно перемещаются по улице, существует вероятность, что они столкнутся с эксгибиционистами (мужчинами, которые демонстрируют свои половые органы) и фроттеристами (мужчины, которые испытывают удовольствие, когда трутся гениталиями о разные части тела других людей). На мой взгляд, важно рассказать о том, что существуют не здоровые люди с различными отклонениями, которые могут использовать других людей и детей для удовлетворения своих потребностей, и важно, если ты встретишь такого, обо всём рассказать родителям, чтобы этого человека поскорее нашли и наказали, потому что всё что он делает противоправно.
Ещё важный вопрос для обсуждения с ребёнком, обмен интимными фотографиями в интернете. Когда подросток высылает свои интимные фотографии, всегда есть вероятность, что они могут оказаться в общем доступе в сети, откуда их будет сложно потом удалить. В нынешнее время очень популярная преступная схема, когда мошенники, знакомясь с подростками в сети, под видом подростков, просят выслать интимные фотографии, а потом начинают шантажировать вымогая деньги.
13-15 лет: рассказываем о сексуальной безопасности и ответственности, согласии и умении говорить нет, о контрацепции и о критериях готовности начинать сексуальные отношения.
- Как родители воспринимают то, что вы им рассказываете?
Мои лекции для родителей всегда полезны не только в плане приобретения навыка спокойного и уверенного разговора о сексуальности человека, это также много полезных открытий о том, как устроена человеческая сексуальность, принятие своего тела и своих желаний,избавления от чувства стыда и вины связанного с темой сексуальности. В зале всегда много эмоций на лицах родителей, иногда это слёзы грусти, о том, что мы в своём детстве не могли довериться своим родителям, своевременно получить грамотную информацию, помощь и поддержку. Иногда это эмоции страха и боли, от пережитого в детстве сексуального насилия, про которое было стыдно и страшно кому-то рассказать.
- С какими возражениями со стороны родителей вы чаще всего встречаетесь во время тренинга?
- Сложно вспомнить. Наверное, потому что все мои занятия начинаются с того, что я говорю, что не существует готовых советов и рекомендаций подходящих всем. Что во всех семьях своя система ценностей, своё понимание мира, все дети абсолютно разные и для каждого существует свой индивидуальный подход. Многие родителя хотят получить готовые ответы: Можно спать с ребёнком или нет? До которого возраста мыть ребёнка? Можно ли ходить раздетым при ребёнке? Можно ли целовать в губы? Но универсальных ответов не существует, нужно всегда ориентироваться на потребности ребёнка и родителей и их систему ценностей. Всё о чём я рассказываю основано на научно подтвержденных исследованиях и пронизано здравым смыслом.
- Кто чаще приходит на ваши тренинги - мамы, папы, бабушки?
- Чаще всего тренинги посещают мамы. Но бывают приходят и пары. Для меня особенно ценно, когда в аудитории есть мужчины, которые высказывают свой мужской взгляд на процессы связанные с половым развитием. Наши встречи это не просто лекции, это прежде всего диалог, обмен опытом и совместный поиск ответов на интересующие вопросы.
- В чем преимущество того, что о сексе ребёнок узнает от родителей, а не из Интернета или на улице?
- Одной из основных задач полового воспитания является построение доверительных отношений между родителями и ребёнком. Когда в семье есть опыт обсуждение вопросов связанных с сексуальностью, тогда ребёнок во всех непонятных для него ситуациях, будь то дискомфорт в области гениталий, или услышанная информация, что такое связанная с темой секса и т.д. ,не будет бояться и стыдиться рассказать родителям. Если же вы никогда не говорили на эти темы, ребёнок бессознательно понимает, что эти темы запретные и с родителям с этими вопросами подходить нельзя. И тогда он идёт в интернет или к сверстникам и получает искажённую информацию не подходящею не его возрасту не уровню развития, которая может дезориентировать, вызывать страх и отвращение.
- На фоне того, что в нашем городе за последнее время произошло несколько резонансных преступлений, связанных с растлением или сексуальным насилием над ребёнком, что вы можете посоветовать родителям говорить детям, чтобы уберечь их от этого? Какие основные правила должен знать Ребенок, чтобы не стать жертвой педофила?
- Важно рассказывать детям, о правилах безопасности о которых мы говорили ранее, начиная с 3-4 лет. И это не однократный разговор, это постоянное повторение этих правил. Ещё я рекомендую обсудить с ребёнком, кому из взрослых, кроме родителей он может ещё обратиться за помощью. Так же следует рассказывать, о людях с различными отклонениями, которые могут причинять вред другим, рассказывая в мягкой форме истории из новостей, вашей жизни и жизни ваших близких, а главное стратегии, как справиться, если ты вдруг окажешься в подобной ситуации.
- Как часто в вашей практике вы встречались с случаями психологической травмы у взрослого человека, связанной именно с сексуальным насилием в детстве?
- Так как я работаю с вопросами проблематикив отношениях, в сексуальной и репродуктивной сферах, я очень часто встречаюсь с опытом пережитого в детстве сексуального насилия и его последствий. Практически никогда клиенты не приходят с запросом, про то, что я пережил сексуальное насилие в детстве. Этот опыт обнаруживается позже, когда выстроены доверительные отношения с психологом и клиент, проделав определённый терапевтический путь, имеет ресурс встретиться с этой травмой. Последствия сексуального насилия могут быть самые разные, это и тревожные расстройства, и психосоматические заболевания репродуктивных органов, гипосексуальность и гиперсексуальность, трудности в построении и сохранении отношений. И это касается не только женщин, но и мужчин.
- Вы проводите лекции только для родителей?
- Не только. Я провожу образовательные встречи и для подростков в детских центрах и школах. Я всегда открыта к сотрудничеству и много провожу мероприятий бесплатных и открытых для всех желающих.
- Какую литературу вы посоветуете родителям для самостоятельного изучения данного вопроса?
- Сегодня на книжных полках можно найти достаточно качественной литературы. Книги, которые мне нравятся: Человек, большая книга для самых маленьких. Давай поговорим про ЭТО - Роби Г. Харрис, Не в капусте и не аист - Анна Герцог и многие другие.
Всегда лучше читать книгу вместе с ребёнком, предварительно ознакомившись с её содержимым, подготовившись просто и понятно ответить на возможные вопросы. Всегда во взаимодействии первостепенным является состояние родителя, чем смысл написанного. Здорово если родители сами развиваются в области сексуального образования и эта тема для них естественная и они могут говорить оней легко без напряжения и смущения.
- Что пожелаете родителям, которые только собираются поговорить со своим ребёнком о сексе?
Пожелаю развиваться, посещать образовательные мероприятия, читать научную литературу, если есть необходимость с помощью специалиста исцелить травмы связанные с сексуальностью, выстраивать тёплые и доверительные отношения с ребёнком, и быть экспертным родителем, к которому ребёнок может прийти с любым вопросом.