"Безталанна". Сегодня в Киеве - премьера нового театрального блокбастера криворожанина Ивана Урывского, - ФОТО
Наш земляк Иван Урывский сегодня, 9 декабря, ошеломляет столичных зрителей новой постановкой. На сцене Национального академического драмтеатра имени Ивана Франко - премьера спектакля "Безталанна", поставленного по психологической драме Ивана Карпенко-Карого.
Об этом сообщает сайт 0564.ua со ссылкой на собственного корреспондента.
Как известно, пьеса «Безталанна» – самое популярное драматическое произведение одного из основателей украинского профессионального театра, актера, режиссера, драматурга Ивана Карпенко-Карого. И не только его, но и всего национального наследия в целом. В центре повествования - любовный треугольник: Варка-Гнат-София. Их отношения составляют главную сюжетную линию драмы.
Над созданием спектакля трудился коллектив мастеров: художник-постановщик, художник по костюмам Татьяна Овсийчук, художник по свету Ярослав Марчук, помощник режиссера-постановщика по пластике Павел Ивлюшкин, звукорежиссеры Ярослав Антоненко и Павел Наталушко, хормейстер Сусанна Карпенко, помощник режиссера Лиана Михайлова.
В актёрском составе заняты, в частности, известные и любимые почитателями театра мастера: Алексей Богданович, Олег Стальчук, Ирина Дорошенко, Марина Кошкина, Иван Залуский.
Поскольку в этот раз премьере спектакля предшествовал допремьерный показ, уже сейчас можно говорить об очередном шедевре, как аргументе в пользу заслуженного признания Ивана Урывского одним из лучших театральных режиссёров Украины, сумевших привнести инновационность подачи традиционного классического материала, мастерски насытив его приёмами - "раздражителями", воздействующими на каждый рецептор сложной периферической системы зрителя, называющейся органами чувств.
В числе тех, кому удалось посмотреть постановку Урывского до премьеры - и Олег Вергелис, театральный критик, Заслуженый журналист Украины, художественный обозреватель общественно-политических изданий "Зеркало Недели. Украина" , "Главком".
Олег ответил на некоторые наши вопросы. В частности, нас интересовало его мнение о творчестве Ивана Урывского: каким является творческий почерк режиссёра, что отличает его от коллег по цеху и чем поражает зрителя новый спектакль?
Олег Вергелис:
- Так складываются жестокие обстоятельства - карантинные обстоятельства и обстоятельства мои личные - что две новые работы Ивана Cергеевича Урывского на главной драматический сцене Украины ("Пер Гюнт" и "Безталанна") я вынужденно смотрел в видеозаписаях. Это приносит мне определённые душевные страдания, так как я принимаю только "живой театр". Но этот же процесс восприятия доставляет и радость, поскольку даже онлайн-формат способен открывать оригинальность режиссерских сценических построений и авторский (режиссерский) почерк Ивана Сергеевича Урывского.
Этот почерк я заметил и принял как "свой" (как родственный моим представлениям о хорошем театре ещё в 2017-м, когда Урывский стал лауреатом театральной премии нашей газеты ("Зеркало Сцены" ), как лучший молодой режиссёр за спектакль "Украдене щастя" в театре "Золотые Ворота".
Позже я определю лично для себя этот режиссерский почерк как авторский стиль современного украинского режиссёра-символиста: когда сценический текст режиссёра насыщен не только визуальными красивостями, а подлинно меттерлинковской символикой, где каждый художественный образ предполагает и новый потаенный смысл и какую-то роковую Неизвестность (все как у символистов в начале 20 века).
Успех "Украденого щастя" и соответствующая театральная газетная премия за этот проект подружили нас с режиссёром: наш творческий дружеский диалог продолжается и я рад, что в Украине есть режиссёр, ради которого нужно напряжённо думать о хорошем тексте (о спектакле), думать и о будущем украинского театра, ведь такие люди, как Ваня, должны определять будущее театра на наших главных сценах.
Сегодня Урывский стал яркой звездой столичного театрального "Бродвея": его спектакли собирают залы, его спектакли объединяют театральных эстетов и сибаритов, режиссер обзавёлся мощнейшим фан-клубом в соцсетях и патологическими завистниками в некоторых соседних столичных театрах. Его работы пытается расшифровать современная адекватная украинская театральная критика и его же работы вызывают старческие конвульсии у "театроведов" постсоветского формата, оставшихся в плену парадигм Корнейчука или колонок к очередным съездам партии на страницах давно погибшего журнала "Украинский театр".
В отличие от некоторых коллег, я видел "живьём" замечательные работы режиссёра в Одессе и во Львове.
Во Львове, на сцене Театра Курбаса, он сочинил подлинно философский сценический шедевр - "Перехресні стежки" Ивана Франко и получил за эту работу Государственную премию имени Леся Курбаса.
А в Одессе идут его чудесные спектакли по Коцюбинскому ("Тени забытых предков") и по Гоголю ("Женитьба"), признать незаурядность, или даже уникальность, которых боятся либо завистники, либо местные дураки-недоучки.
Какой Иван режиссёр? Фантазер. Ведь режиссура - это и есть фантазия, обрамленная знаниями режиссера и поддержанная художественным вкусом режиссёра. Ещё он - самородок, самоучка и большой интуит. Он точно чувствует, какой классический текст нужен именно сегодня.
Я, как друг, могу насоветовать ему сто тысяч разных текстов для размышлений о будущих постановках. Но он все равно выберет только свой правильный текст, если именно это ему подскажет его интуиция. Ещё он уравновешенный мудрый молодой человек, пытающийся держаться подальше от закулисного каботинства.
Что отличает его от ровесников в плане творческого почерка? Хотя бы то, что у него такой авторский почерк ЕСТЬ, в отличие от некоторых его ровесников или даже старших товарищей.
О "Безталанной"
О "Безталанной", повторюсь, сужу только по видеозаписи, предоставленной мне театром.
Во-первых, это просто очень хороший спектакль.
Во вторых, театральный символизм здесь не затмевает актёра. Поэтому очень сильные и продуманные актёрские партии и у молодых актёров, и у мастеров Театра Франко.
Меня совершенно потряс финал новой "Безталанной". Я рыдал, как дурак, перед монитором, когда сценический финал обнажал античный фатализм в старинной украинской пьесе Ивана Карпенка Карого. По сути, это был также безжалостный фонтриеровский финал одной большой человеческой истории. Истории о тщетности усилий человека перед лицом Фатума, Судьбы и Небес.
Ради таких театральных финалов и хочется писать статьи о театре и заниматься впредь таким бессмысленным занятием, как театральная журналистика.
Поэтому и пожелаю своему другу и теперь уже крупному украинскому театральному мастеру - сил Небесных и Земных, чтобы он и дальше писал на сцене свои изысканные магические сценические тексты, удивляя меня и других.
Добавим, что премьерные показы спектакля "Безталанна" проходят два дня - 9 и 10 декабря. Эта постановка остаётся в репертуаре театра, поэтому и у жителей Кривого Рога есть возможность её посмотреть.
Приезжайте в Киев, смотрите.
Фото: Василь Артюшенко (zn. ua)
Следите за новостями в Telegram.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Читайте нас на Google News.
На фото и видео корреспондента 0564: перед премьерой