Санкции действуют болезненно: у российской авиации – большие проблемы

Многие украинцы считают, что санкции — это ультиматум. Наложили больше санкций на агрессора — и он сразу сдался. Нет, санкции – это не ультиматум, скорее санкции – это приговор, приговор суда, по которому – длительное наказание. И чем дольше – тем болезненнее.

Пишет политолог Юрий Федоренко в своем блоге на "Обозреватель".

В интервью Новой газете заслуженный летчик-испытатель, Герой России, член Международного союза летчиков-испытателей Юрий Гарнаев, имеющий более 40-летний опыт полетов, рассказал, почему падают самолеты, и что дальше будет с российской авиацией.

Несколько фраз с интервью.

- Авиакомпания "Россия" от российского авиапрома недавно получила новейший самолет под названием "Магистральный самолет 21 века" (ТС-21), но все, что смогла - покрасить его в цвет российского флага. Самолет так и не взлетел. Это самолет с американскими двигателями Pratt & Whitney, находящимися под санкциями. Когда выйдет ресурс двигателей, которые уже поставлялись на другие самолеты, их нечем будет ремонтировать.

– Другая компания получила с завода новейший самолет Sukhoi Superjet, но с бывшими в употреблении двигателями. Самолет должен был комплектоваться французскими двигателями, но они подверглись санкциям.

– Количество аварий и катастроф, число людей, погибших в авиационных происшествиях в России, не вписываются ни в какие мерки ни одного цивилизованного государства. А если взять статистику за прошлые десятилетия, то можно увидеть, что Россия – абсолютный мировой лидер по авиационной аварийности.

– В 2021 году в соответствии с отчетом МАК (Межгосударственный авиационный комитет, исполнительный орган межгосударственного совета авиации и использование воздушного пространства, созданный государствами СНГ) произошло 39 авиационных происшествий, из которых 21 закончилась гибелью людей. На самом деле 49, и это только те, о которых осведомлены СМИ.

– В 2019 году в Шереметьево жестко приземляется самолет Superjet 100, погиб 41 человек. Не от удара о землю; они сгорели, потому что вспыхнул керосин. Чего упал самолет – попала молния и вышло из строя оборудование.

Гарнаев говорит, что молнии в самолеты, и в него тоже, попадали десятки раз, но оборудование не должно выходить из строя — оно должно быть рассчитано. А чего вспыхнул газ — потому, что треснули топливные баки, причем не один, а все вместе, потому что баки непосредственно приклепаны к стойкам шасси, без разрывных цепочек, которые должны принимать удар на себя.

В том же 2019 году упал и полностью разрушился самолет Airbus А321, но горючее не загорелось. Вывод, который делает Гарнаев — самолет Superjet 100, выпускаемый Россией, не соответствует нормам безопасности.

Проблема "каннибализма" (имеется в виду разборка одних самолетов и комплектование снятыми частями, в том числе двигателями, других самолетов).

- Если вы считаете, что "Аэробусы" и "Боинги" (российских авиакомпаний) более безопасны, чем Superjet 100, то ошибаетесь: они все - продукт "каннибализма". А если не будет полетов – не будет и проблемы. Не следует забывать, что российская авиация глубоко дотационна и летает в зависимости от дотаций. Не станет дотаций – вся страна перестанет летать. Никаких проблем с "каннибализацией". А большинство частных компаний или уже обанкротились или в стадии банкротства.

Ключевой комментарий по поводу "каннибализма" дал министр транспорта российской федерации Виталий Савельев. Он сказал: "Мы захватили чужую собственность. Точка. Повторяю: мы захватили чужую собственность. Это незаконно. И летать на захваченных самолетах незаконно". "В сентябре ICAO (Международная организация гражданской авиации) поставила нам красный флажок. Все полеты в России опасны".

– России сейчас нужно около 700 гражданских самолетов, чтобы перевозить граждан теми же темпами, которые были до этого, хотя бы в пределах РФ. Ну и соответствующее количество авиакомпаний, которые смогут эксплуатировать эти самолеты. Так вот, Ту-124 в лучшем случае у нас могут производить 14 штук в год, при условии, что у них будут двигатели. Но нет ни двигателей, ни производственной линии. То есть, чтобы выпустить столько самолетов, нужно не менее 50 лет.

– Проблемой российской авиации уже стало обновление программного обеспечения и повышение квалификации пилотов. Некоторые пилоты говорят, что можно летать и по бумажным картам. По словам Ю.Гарнаева, это полностью незаконно и абсолютно опасно.

Впрочем, ожидаем, что "каннибализм" окажется присущим не только гражданской, но и военной авиации после атак аэродромов в Энгельсе и Рязани. Как говорится, дело недалекого будущего.

Проблем у российской гражданской авиации с каждым днем скапливается все больше и больше. Поэтому позвольте остановиться еще на двух очень важных, по мнению Ю.Гарнаева, авиационных приключениях…

Первая - авария Су-34 в Ейске. Гарнаев говорит, что у летчиков было множество времени после взлета, чтобы убрать шасси и отвернуть от жилых домов, а уже потом катапультироваться. На всех фото- и видеоматериалах самолет через три минуты после взлета летит с выпущенным шасси. Для того, чтобы отвернуть самолет, пилоту нужно две-три секунды - просто нажать на педаль до упора. Но самолет как летел прямо, так и влетел в дом. Никаких разумных объяснений тому, что произошло, Гараев не видит.

Вторая - авария в 2019 году. На аэродроме Раменское аварийно сел самолет А321. Через день после этого пилотам присвоили звание Героев России, потому что они героически посадили самолет на кукурузное поле, и ни один пассажир не погиб. В тот же день глава росавиации Александр Нерадько выступил в СМИ и рассказал, что какой это героический экипаж, как они грамотно убрали шасси, уже с убранными шасси и выключенными двигателями выбрали место для посадки и приземлили самолет.

Так вот, Гарнаев, побывав на месте происшествия, рассказывает, что было на самом деле. Шасси у самолета не было убрано, а двигатели не были выключены и остановились только потому, что "наелись" кукурузы и земли. Записи бортовых регистраторов после экспресс-анализа показали, что самолет никто не сажал; экипаж действовал абсолютно безграмотно. Ему просто дико повезло. А в 2022 году произошло нечто уникальное. В отчете МАК четко изложено, что пилоты действовали в абсолютной панике и бахнули о земной шар вполне нормальный самолет, который должен был продолжать набор высоты.

Гарнаев говорит, что в этом диком калейдоскопе российской авиационной аварийности его личный опыт позволил найти одну неизменную составляющую. Не бардак всему причиной, а ложь. Эту главную причину скрывали всегда и везде. Жертвой этой лжи стал и сам глава государства. Когда он, допустим, подписывал грамоты о награждении пилотов героями россии. Неужели ему нравится быть обманутым, спрашивает сам себя Гарнаев?

И вот тут уважаемый господин Юрий Гарнаев, человек с огромным летным и жизненным опытом, допускает роковую ошибку. И Гарнаев, международно признанный ас авиации с орлиной бдительностью, и практически все граждане России даже в упор не видят очевидного.

То, что произошло с награждением виновников аварии, то есть следствие. А причина в том, что все российское общество насквозь пронизано и пропитано ложью, маленькой, большой и огромной. И уже очень давно. Отсюда и мифические победы Красной Армии в 1918 году, и 28 панфиловцев, и непобедимый Жуков на белой кобыле, и еще много-много всякой причудливой фантазии и небылиц, без чего империя не сможет выжить.

Поэтому не удивительным для нас должно быть вранье, которым накормили того же Путина его приближенные лица, руководители разведок и высший эшелон армейского командования России. Они, как всегда, выдали желаемое за действительное. Так, как хотелось "великому". Но не побежал украинский народ нести цветы захватчикам и вместо хлеба-соли причащал российские танки "Джавелинами".

Очень жаль, что Юрий Гарнаев до сих пор не понял, что в государстве, где ложь является фундаментом государственной политики, не может быть первое лицо этого государства вне его политики, а значит - вне лжи. Путин - лжец высшего сорта, он глава лжи, и он ее потребитель.

Россия смертельно больна, хотя этого еще не признает. И то, благодаря чему она пока не развалилась, - это сверхвысокая концентрация лжи. Но это не лекарство, скорее - наркотик.