Конституция Украины - Основной Закон Украины. Принят 28 июня 1996 года на 5-й сессии Верховной Рады Украины 2-го созыва. Конституция Украины вступила в силу со дня ее принятия. В память о ее принятии ежегодно празднуют государственный праздник - День Конституции Украины.
Об этом пишет сайт 0564.ua со ссылкой на uk.wikipedia.org.
Исторические предшественники Конституции Украины
"Русская правда" во времена правления Ярослава Мудрого. Примерно XI-XII вв.
Конституция Филиппа Орлика
Конституция Филиппа Орлика - договор гетмана Войска Запорожского Филиппа Орлика со старшиной и казачеством Войска (от всей старшины и казачества конституцию Орлика подписал кошевой атаман Кость Гордиенко), который определял права и обязанности всех членов Войска. Заключен в 1710 году. Утвержден шведским королем Карлом XII. Написан на латыни и староукраинском. Состоит из преамбулы и 16 статей. По оценке украинских историков является одной из первых европейских конституций нового времени. в силу не вступила, поскольку была написана в условиях изгнания.
Конституции УНР и Украинского государства
Конституция Украинской Народной Республики и Законы о временном государственном устройстве Украины.
Конституция Украинской Народной Республики (Устав о государственном устройстве, правах и вольностях УНР) - основной закон УНР, принятый Центральной Радой 29 апреля 1918 года, в последний день существования Центральной Рады. В конституции отмечалось, что вся власть в УНР "происходит от народа", а ее верховным органом должно стать Всенародное собрание. Конституция утверждала принцип верховенства парламента, то есть парламентскую республику, однако не раскрывала вопросов собственности, границ, языка, государственной символики и тому подобное.
Конституция Украинского Государства - комплекс документов, которые определяли правовые основы функционирования Украинского Государства.
В "Грамоте ко всему украинскому народу" (29 апреля 1918) П. Скоропадский провозгласил себя гетманом всей Украины и объявлял о роспуске Украинской Центральной Рады и всех созданных ею институтов, а также земельных комитетов.
"Законы о временном государственном устройстве Украины" сосредоточивали всю полноту гражданской исполнительной, законодательной и военной власти в руках гетмана, вводили сословное деление населения на равных в правах "казаков" и "граждан", определяли их основные общественные, политические и экономические права. Высшую судебную власть должен был осуществлять назначаемый гетманом Генеральный суд.
Конституция Украинской Социалистической Советской Республики 1919 г.
Конституции УССР
В Украинской ССР в разное время действовало 4 конституции, которые были приняты в 1919, 1929, 1938 и 1978 годах соответственно. В каждую из конституций неоднократно вносились изменения. Последняя, четвертая Конституция УССР от 1978 года с изменениями продолжила действовать и в независимой Украине.
Конституционное регулирование в Украине после провозглашения независимости (1991-1996).
Конституция Украинской Советской Социалистической Республики 1978 года, Конституция независимой Украины (1991-1996) и Конституционный Договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины от 8 июня 1995 года.
После провозглашения независимости 24 августа 1991 года в Украине продолжила действовать Конституция УССР от 1978 года с изменениями. Изменениями от 17 сентября 1991 года было формально утверждено ее новое название как "Конституция (Основной Закон) Украины".
8 июня 1995 года между Верховной Радой и Президентом Украины был заключен Конституционный Договор, который фактически выполнял роль временной конституции на период до принятия новой Конституции. Договором устанавливалось, что положения действующей Конституции 1978 отныне должны были действовать только в части, согласующейся с Договором.
28 июня 1996 года в 9 ч 18 мин после 24 часов непрерывной работы Верховная Рада Украины приняла и ввела в действие Конституцию Украины ("за" проголосовали 315 народных депутатов).
Криворожане были участниками "конституционной ночи" 1996 года.
В Раде 2-го созыва работало 450 депутатов из разных уголков Украины. Каждый из нас имел свои представления, свой опыт и свои соображения относительно будущего развития страны. Для того, чтобы объединиться и принять решение, необходимо было подняться над собой и собственными идеями, в чем-то уступить, что-то переосмыслить. Об этом вспоминал один из участников принятия Конституции Украины, народный депутат ВРУ 2-го созыва, наш земляк Владимир Мельник. По его словам, помог в этом процессе и Президент Кучма, который поставил вопрос ребром - или Конституция, или роспуск парламента. "Этот его ультиматум многих заставил подняться тогда над партийными или личными интересами", - вспоминает Мельник.
Владимир Сергеевич отметил, что многие общественно важные вопросы тогда были дискуссионными и даже вызвали конфронтацию.
На фото: криворожане в Верховной Раде 2 созыва
"Как только надо отвлечь людей от чего-то, сразу же поднимался, например, языковой вопрос. Предлагаемая некоторыми двуязычие усиливало конфронтацию в парламенте, а надо было наоборот искать точки соприкосновения. И они были найдены, в том числе и с помощью экономических обоснований целесообразности функционирования одного государственного языка. Таким образом ситуация менялась под силой аргументов", - объяснял депутат во время разговора с корреспондентом нашего сайта, добавляя, что актуальными были вопросы административно-территориального устройства, автономии Крыма, модели управления государством
"На тот момент было решено, что система управления будет определена как президентско-парламентская, а следовательно, в Конституции закладывались соответствующие управленческие механизмы с усиленной президентской вертикалью власти. Однако с каждым годом голос сторонников парламентско-президентской модели усиливается, и, как видим, в стране начинают запускаться процессы децентрализации, перераспределения полномочий между ветвями власти, усиление местного самоуправления", - отмечает Владимир Мельник. Еще семь лет назад он подчеркивал, "если бы в государстве царили правопорядок и справедливость, в том числе в управленческих решениях, столь масштабных катаклизмов в нашей истории можно было бы избежать".
Депутат убежден, что Конституция должна стимулировать развитие общества: "Если она не выполняет эту функцию, нужно что-то корректировать. Но это нужно делать осторожно, как в медицине - с позиции "Не навреди", просчитывая последствия на десятилетия вперед".
Изменения в Конституцию
Любые изменения в Конституцию Украины должны вноситься исключительно при необходимости, быть тщательно выверены и проходить широкое обсуждение. С такой позицией выступили эксперты Центра политико-правовых реформ несколько лет назад. "Конституция является одной из основ единства народа и эффективного функционирования государства. Поэтому, во-первых, ее необходимо неукоснительно выполнять всем, во-вторых, ученые и практики должны систематически анализировать ее действенность, в-третьих, следует периодически вносить изменения в нее, однако только по результатам широких общественных обсуждений ее проблем и оптимальных вариантов их решения", - отметили эксперты. Они напомнили, что практически каждая новая власть в Украине пыталась вносить изменения в Конституцию, подстраивая ее под свои нужды.
Политическая реформа 2004 года
Начиная с 2003 года политические силы Виктора Януковича и Леонида Кучмы инициировали конституционную реформу, суть которой заключалась в ослаблении власти президента и передаче Верховной Раде права на формирование правительства Украины. Оппозиционные силы Ющенко и Тимошенко - решительно выступали против этой реформы, поскольку были уверены в победе своего кандидата на президентских выборах 2004 года.
Во время Оранжевой революции - политические силы Кучмы и Януковича поставили принятие конституционной реформы в качестве основного требования, в обмен на которое президент Кучма соглашался на организацию повторного голосования Второго тура президентских выборов.
Для преодоления острого политического кризиса во время Оранжевой революции, по требованию политических сил Виктора Януковича и Леонида Кучмы - 8 декабря 2004 года Верховная Рада приняла (403 голоса "за", в частности вся фракция "Партии регионов", но не голосовали Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, фракция БЮТ принципиально голосовала "против") Закон Украины № 2222-IV "О внесении изменений в Конституцию Украины" и (в пакете к нему) о внесении изменений в закон о выборах Президента (последние позволили провести переголосование 2-го тура выборов Президента). В тот же день Президент Украины Леонид Кучма подписал эти документы.
Закон на основе проекта Симоненко-Медведчука об изменениях в Конституцию (о политической реформе) предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий Верховной Рады до 5 лет. Согласно заключительным и переходным положениям закона, он должен был вступить в силу с 1 сентября 2005 года в случае, если бы к тому времени были приняты изменения в Конституцию относительно реформирования системы местного самоуправления (законопроект 3207-1). Поскольку до 1 января 2006 года эти изменения не были приняты, то (согласно заключительным и переходным положениям) закон вступил в силу самостоятельно с 1 января 2006 года.
После прихода к власти Виктора Януковича и Партии регионов 30 сентября 2010 года Конституционный Суд Украины признал не соответствующим Конституции Украины Закон "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года № 2222-IV в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия. Согласно решению КСУ соответствующий закон № 2222 теряет силу со дня принятия Конституционным Судом этого решения. Конституционный Суд Украины восстановил действие Конституции 1996 года и обратился к органам государственной власти с требованием безотлагательно привести украинское законодательство в соответствие с Основным Законом в редакции от 28 июня 1996 года.
2010 год
30 сентября 2010 года Конституционный Суд Украины отменил действие конституционных реформ, принятых в 2004 году. С этой даты снова действовала Конституция 1996 года.
В "Особом мнении" к этому решению Конституционного Суда - судьи В. И. Шишкин и П. Б. Стецюк отметили, что Конституционный Суд имел право признать нарушения в процедуре принятия закона № 2222 (Конституционной реформы), но: Не имел прав на изменение "существующего устройства власти в Украине", а должен был лишь поручить Верховной Раде принять решение о подтверждении "Конституционной реформы", или о ее отмене. Потому что изменения Конституции должны быть осуществлены только через голосование в Верховной Раде, ведь существует "исключительное право Верховной Рады Украины на "окончательное вмешательство" в текст Конституции Украины, за исключением ее положений разделов I, III, XIII, когда такое право принадлежит непосредственно Украинскому народу... Такой подход следует из положений части второй статьи 19 Конституции" (из отдельного мнения В. И. Шишкина).
Конституционный Суд незаконно взял на себя функции Верховной Рады: "Конституционный Суд Украины... осуществив конституционный пересмотр существующего устройства власти в государстве, взял на себя полномочия учредительной власти в государстве (Верховной Рады и президента), что противоречит части второй статьи 19 Конституции Украины" (из особого мнения В. И. Шишкина).
Политики национал-демократического лагеря (прежде всего Юлия Тимошенко) заявили, что Конституционный Суд по поручению президента Януковича - совершил антиконституционный переворот, в результате чего президент Янукович присвоил себе право на формирование правительства (потому что Верховная Рада 8 декабря 2004 года 403 голосами приняла редакцию Конституции, согласно которой правительство в 2006-2010 годах формировалось парламентом). Но национал-демократические партии не смогли эффективно противодействовать указанному решению Конституционного Суда, поскольку в те времена в Украине активно разворачивались процессы, которые в шести Постановлениях Европарламента названы "политически мотивированное судопроизводство".
Сомнения относительно легитимности указанного решения Конституционного Суда высказываются известными юристами даже через несколько лет.
2011 год
1 февраля 2011 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины № 2952-VI "О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов", предварительно одобренный Верховной Радой Украины 19 ноября 2010 года.[6] Закон вступил в силу 4 февраля 2011 года.
2013
19 сентября 2013 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О внесении изменений в статью 98 Конституции Украины" (относительно полномочий Счетной палаты), предварительно одобренный 20 июня 2013 года. После подписания Президентом Украины и опубликования 5 октября в газете "Голос Украины" закон вступил в силу с 6 октября 2013 года.
2014 год
21 февраля 2014 года Верховная Рада Украины без решения профильного комитета и без заключения Конституционного Суда приняла закон № 742-VII "О возобновлении действия отдельных положений Конституции Украины".
На следующий день, учитывая, что Закон о восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины не был подписан Президентом, парламент принял постановление "О тексте Конституции Украины в редакции 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV, от 1 февраля 2011 года № 2952-VI, от 19 сентября 2013 года № 586-VII".
1 марта 2014 года закон № 742-VII был опубликован в спецвыпуске газеты "Голос Украины" с подписью и.о. Президента Турчинова А. В., таким образом он вступил в силу 2 марта 2014 года.
Таким образом, со 2 марта 2014 года действует Конституция Украины, принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины № 2222-IV от 8 декабря 2004 года, № 2952-VI от 1 февраля 2011 года, № 586-VII от 19 сентября 2013 года и № 742-VII от 21 февраля 2014 года.
В то же время, Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины. Конституция Украины не может быть изменена и сейчас - в условиях военного или чрезвычайного положения.
Как мы писали ранее, сегодня Президент Украины Владимир Зеленский по случаю 27-й годовщины принятия Конституции Украины заявил: