Ситуация с блокированием с 6 ноября одной из польских ассоциаций перевозчиков пунктов пропуска на украинско-польском участке государственной границы носит чрезвычайно опасные последствия для экономики и национальной безопасности Украины. Водители без элементарной помощи со стороны Красного Креста и других организаций, 2 смертельных случая и угроза перевозкам, от которых напрямую зависит национальная безопасность Украины.
Как сообщает Федерация работодателей Украины, по предварительным расчетам ориентировочные прямые потери экономики Украины от блокирования ряда пунктов пропуска на польско-украинской границе уже составляют более 400 млн. евро. Если же считать косвенные потери (штрафы и неустойки в отношении украинских экспортеров за срывы контрактных обязательств, отказ от заключения контрактов с украинскими контрагентами на новый год и т.д.), то они очевидно измеряются миллиардами евро.
В ФРУ отмечают, что требования польских забастовщиков носят дерзкий характер и нарушают обязательства Польши в соответствии с международными договорами, а иногда являются прямым вмешательством во внутренние дела Украины и являются дискриминационными.
Кроме того, такое беспрецедентное блокирование стало примером и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши, Литвы, Чехии, Словакии и Венгрии направили в адрес Президента Европейской Комиссии Урсулы фон дер Ляйен Совместное заявление, которым они инициируют срочное обсуждение вопроса возвращения разрешений для украинских перевозчиков.
Как отмечают в ФРУ, Соглашение между Украиной и ЕС о грузовых автомобильных перевозках никоим образом не нарушает принципы равной конкуренции на европейском рынке грузовых автомобильных перевозок, предоставляя равную возможность безразрешительного выполнения перевозок между сторонами в двустороннем и транзитном сообщениях.
Зато перевозчики всех стран ЕС имеют право осуществлять перевозки в Украину без каких-либо разрешений и лицензий ЕКМТ. При этом перевозчики из ЕС не рискуют выполнять перевозки в Украину, учитывая чрезвычайно опасную ситуацию в стране из-за военных действий, добавили в федерации.
Также Федерация работодателей просит украинского президента внести следующие предложения в Кабинет министров Украины:
1) Государственной пограничной службе и Государственной таможенной службе:
- провести встречи с пограничными ведомствами Республики Польша для недопущения каких-либо дискриминационных действий по отношению к украинским перевозчикам и обеспечить правопорядок перед пунктами пропуска;
- принять все необходимые меры для проведения встреч таможенных и пограничных служб в рамках реализации Меморандума о введении системы предварительного уведомления о возникновении чрезвычайных ситуаций на украинско-польской границе с целью обеспечения ритмичности пропускных операций;
- довести до сведения международных организаций, уполномоченных органов Европейского Союза о невозможности выполнения основных задач и функций в пунктах пропуска в связи с неправомерными действиями неустановленных лиц в Республике Польша;
2) Министерству иностранных дел:
- обратиться к Красному Кресту и другим гуманитарным организациям для обеспечения питанием, теплыми вещами и медицинской поддержки водителей, заблокированных перед пунктами пропуска;
- вместе с Министерством инфраструктуры безотлагательно провести консультации с Европейской Комиссией по недопущению дальнейшей дискриминации украинских перевозчиков и внесения изменений в Соглашение между Украиной и ЕС о грузовых автомобильных перевозках, обеспечение равных условий для международных перевозчиков наших стран;
- вместе с Министерством инфраструктуры и Министерством культуры и информационной политики провести соответствующие информационные мероприятия для разъяснения ситуации в государствах-членах ЕС для снятия напряжения в обществе и, в частности в бизнес-среде;
3) Государственной службе по чрезвычайным ситуациям обратиться в рамках реализации Соглашения между Кабинетом министров Украины и Правительством Республики Польша о сотрудничестве и взаимной помощи в области предупреждения катастроф, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий по обеспечению безопасности жизнедеятельности: обогрева в холодный период, обслуживания автомобилей, контроля за связью, неотложной медицинской помощи, противопожарной безопасности и тому подобное;
4) Министерству социальной политики обратиться в Международную организацию труда о нарушении прав украинских водителей в соответствии с Конвенцией 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте.
Последствия блокирования границ такие значительные, что требуют личного вмешательства первых лиц государств и взаимодействия органов власти на всех уровнях.
Напомним, Украина хочет эвакуировать водителей, которые застряли на границе с Польшей.