Сегодня вступает в действие Закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций».
Подробно, как будет работать этот Закон, объясняет издание Texty.org.ua.
Отныне Русская православная церковь в Украине вне закона, а связанные с ней религиозные организации имеют три месяца, чтобы разорвать любые связи с московским центром. Каждую церковную структуру, которая этого не сделает, ждут суд и запрет. Юридически не только Киевская митрополия, но и каждая епархия и каждая из тысяч общин УПЦ Московского патриархата является отдельной религиозной организацией, поэтому каждую из них будут запрещать отдельно. Но еще до суда их лишат права пользоваться государственным и коммунальным имуществом, что означает освобождение от связанных с РПЦ структур древнейших и главных храмов по всей стране. При этом государство никому не будет указывать, как молиться и во что верить и не будет посягать на частную собственность религиозных общин. В то же время перейти из московской церкви в украинскую станет значительно проще.
Зачем этот закон?
Почему государство вмешивается в церковные дела?
Русская православная церковь является неотъемлемой частью московского тоталитарного режима, полностью контролируется Путиным и его спецслужбами. Активно пропагандирует «русский мир» и войну против Украины, в частности через разветвленную сеть своих структур в самой Украине. И хотя эти структуры в основном имеют статус религиозных организаций, их подрывная деятельность против Украины угрожает нашему государству и его гражданам, то есть является серьезной проблемой безопасности.
Закон, как указано в преамбуле, принят «учитывая вооруженную агрессию Российской Федерации против Украины, поддержку этой агрессии Русской православной церковью и то, что многочисленные противоправные действия Русской православной церкви и подчиненных ей религиозных организаций на территории Украины создают угрозу национальной и общественной безопасности, правам и свободам граждан Украины».
Согласно статье 1 «этот Закон с целью защиты национальной и общественной безопасности, прав и свобод человека определяет особенности деятельности иностранных религиозных организаций в Украине».
Но как государство может регулировать веру?
Разве это не запрещено Конституцией? И не гонение ли это на христиан, как утверждают защитники РПЦ?
Свобода совести является одним из основополагающих прав человека. И для любых ее ограничений нужны очень веские основания. Впрочем, и международное, и украинское законодательство предусматривает возможность таких ограничений, и они не раз применялись на практике, например, против тоталитарных сект, угрожающих здоровью людей или общественной безопасности.
К тому же регулирование деятельности церковных структур - это вопрос скорее свободы объединений, а не свободы совести.
Верховная Рада приняла закон, «основываясь на принципах статьи 35 Конституции Украины, статей 9 и 11 Европейской конвенции по правам человека, предусматривающих право на свободу совести, религии и объединения в религиозные организации и возможность ограничения соответствующих прав законом в интересах национальной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц».
Закон не вмешивается в вопросы собственно веры и религиозных практик, не указывает людям, как и кому им молиться, а регулирует вопросы влияния иностранных структур, что не является частью понятия свободы совести. Например, подчиненность Москве не является частью православного вероучения.
Часть вторая статьи 1 расставляет в этом вопросе все точки над «і»:
Кстати, эта формулировка почти дословно повторяет текст Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы, и депутаты умышленно прибегли к такому подражанию, чтобы избежать надуманных обвинений в якобы нарушении европейских или международных норм.
Закон описывает последствия запрета для РПЦ: СНБО применяет против нее санкции, РПЦ не может быть владельцем или участником зарегистрированных в Украине юридических лиц, и если такое юрлицо за три месяца не исключит РПЦ из числа своих владельцев или участников, суд должен прекратить деятельность такого юрлица.
РПЦ не может использовать (например, арендовать) имущество в Украине. Договоры пользования государственным и коммунальным имуществом досрочно прекращаются через 60 дней со дня вступления закона в силу.
Отношения религиозных организаций, в том числе религиозных общин и юридических лиц частного права, с РПЦ не допускаются, кроме случаев, когда такие отношения согласовываются государством (исключения могут быть нужны, например, для освобождения наших пленных, содействия гуманитарным миссиям и т.д.).
Юридически каждая епархия и даже каждая из тысяч общин УПЦ МП является отдельной религиозной организацией.
Однако все эти запреты касаются собственно РПЦ как российской организации и не распространяются автоматически на так называемую Украинскую православную церковь, подчиненную Московскому патриархату.
Кроме того, юридически каждая епархия и даже каждая из тысяч общин УПЦ МП является отдельной религиозной организацией. И запрет РПЦ не означает запрета деятельности ни одной из этих общин. Прекратить деятельность любой религиозной организации Украины через запись в законе невозможно, для этого есть другие процедуры, прежде всего судебные.
Получается, что закон декларативный?
УПЦ МП и дальше безнаказанно будет действовать в Украине?
Вовсе нет. Наоборот, большая часть текста принятого закона, в частности предусмотренные им изменения в Закон «О свободе совести и религиозных организациях», регулирует процедуру прекращения деятельности религиозных организаций, связанных с Москвой. При этом название УПЦ или любой другой религиозной организации Украины в законе не фигурирует.
Закон предусматривает, что религиозная организация, действующая в Украине, не может иметь руководящий центр в России, входить в структуру РПЦ или быть с ней аффилированной. При этом аффилированность признается независимо от того, религиозная организация аффилирована с РПЦ непосредственно или через другую аффилированную с РПЦ организацию.
Закон «О свободе совести и религиозных организациях» отныне содержит семь признаков, даже одного из которых достаточно для признания религиозной организации аффилированной с РПЦ и запуска процедуры прекращения ее деятельности:
1) религиозная организация непосредственно или опосредованно входит в структуру РПЦ;
2) в ее документах или решениях есть признаки вхождения в структуру РПЦ или аффилированных с ней организаций;
3) из документов или решений РПЦ или аффилированной с ней организации следует право влияния на деятельность этой религиозной организации;
4) документы и решения РПЦ предусматривают вхождение руководителей религиозной организации в органы управления РПЦ;
5) РПЦ через подчиненность в канонических или организационных вопросах имеет возможность влиять на деятельность и решения религиозной организации;
6) РПЦ назначает, избирает, согласовывает, благословляет и т.д. руководителя религиозной организации;
7) РПЦ принимает, согласовывает, утверждает, благословляет, одобряет и т.п. устав (положение) религиозной организации.
Так все структуры УПЦ МП признают аффилированными с РПЦ и также запретят?
Закон предусматривает четкую последовательность действий.
Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести (ГЭСС) по собственной инициативе или по любому обращению должна провести исследование, является ли конкретная религиозная организация (например, Киевская метрополия УПЦ, любая епархия или община) аффилированной с РПЦ в соответствии с приведенными выше семью признаками.
Если будет обнаружен хотя бы один из признаков аффилированности, ГЭСС обнародует информацию об этой организации и ее составных частях на своем сайте и направляет такой организации предписание с требованием устранить нарушения.
На это религиозной организации дается 30 дней. Если она обратится с мотивированной просьбой дать больше времени, этот срок может быть продлен, но максимум на 60 дней.
Если нарушения устранены и признаков аффилированности больше нет, предписание отзывается. Если не устранены, организация официально признается аффилированной с РПЦ и данные об этом публикуются на сайте ГЭСС.
ГЭСС обращается в суд с иском о прекращении деятельности такой организации, а также в Фонд госимущества и органы самоуправления, чтобы прекратить пользование такой организации государственным или коммунальным имуществом.
Если аффилированная организация имеет в своей структуре другие религиозные организации, сразу после этого им также направляются предписания и все повторяется на уровне низших организаций.
При этом организация может устранить нарушение закона и после признания ее аффилированной и подать соответствующий отчет в ГЭСС.
То есть деятельность религиозной организации будет прекращаться только через суд?
Именно так. Как и раньше, только суд будет прекращать деятельность религиозной организации. Но теперь в статье 16 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» будет не пять, а уже восемь оснований для судебного запрета. Итак, религиозная организация (любая, не только подчиненная московской церкви) может быть запрещена судом в следующих случаях:
1) совершение религиозной организацией действий, недопустимость которых предусмотрена статьями 3, 5 и 17 закона (речь идет, например, о грубых нарушениях свободы совести, самовольном захвате зданий и т.п.);
2) сочетание обрядовой или проповеднической деятельности религиозной организации с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности;
3) систематическое нарушение религиозной организацией установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий (богослужений, обрядов, церемоний, походов и т.д.);
4) побуждение граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или действий, сопровождающихся грубыми нарушениями общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций;
5) осуждение ее уполномоченных лиц за совершение преступления против основ национальной безопасности Украины или за совершение уголовного преступления, предусмотренного статьями 161, 190, 209, 258-258-6, 436-438, 442, 447 Уголовного кодекса Украины;
6) невыполнение в установленный законом срок предусмотренного статьей 30 настоящего закона предписания об устранении нарушения;
7) выявление неоднократных фактов использования религиозной организации для целей распространения пропаганды идеологии «русского мира»;
8) выявление нарушений требований по созданию и деятельности религиозной организации, руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое осуществляло или осуществляет вооруженную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины, установленных Конституцией Украины, этим законом и другими законами Украины.
Собственно, прекращение деятельности связанных с РПЦ организаций будет происходить преимущественно на основании пункта 6 этого перечня - за невыполнение упомянутого выше предписания об устранении нарушения, а также пунктов 5, 7 и 8.
Решение суда о запрете религиозной организации, конечно, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Но если оно вступит в законную силу, деятельность религиозной организации должна быть прекращена.
Как будет определяться, что является пропагандой «русского мира»?
Принятый в 2022 году закон о запрете пропаганды российского нацистского тоталитарного режима теперь дополнен четким определением:
«Идеология «русского мира» - российская неоколониальная доктрина, в основу которой положены шовинистические, нацистские, расистские, ксенофобские, религиозные идеи, образы и цели, уничтожение Украины, геноцид украинского народа, непризнание суверенитета Украины и других государств, которая имеет целью насильственное расширение российского наднационального имперского пространства как способа реализации особого цивилизационного права россиян на массовые убийства, государственный терроризм, военное вторжение в другие государства, оккупацию территорий, распространение канонической территории Русской православной церкви за пределы территории Российской Федерации».
Популяризация идеологии «русского мира» любым способом и любыми средствами считается пропагандой российского нацистского тоталитарного режима.
Правительство должно до 23 ноября 2024 года определить порядок, по которому ГЭСС будет подтверждать факты использования религиозной организации для пропаганды «русского мира».
Но выполнение закона вроде бы отложили на девять месяцев. Это действительно так?
Нет, не так. На девять месяцев (из которых один уже прошел) отложено лишь право ГЭСС подавать в суд на аффилированные с РПЦ религиозные организации, которые не выполнят предписание об устранении нарушения закона. Остальные нормы уже действуют.
Религиозные организации должны в течение трех месяцев, то есть до 23 декабря 2024 года, привести свою деятельность и уставы в соответствие с новыми требованиями. Это же касается и всех юридических лиц, собственником или участником которых является РПЦ.
Тем временем правительство и ГЭСС примут необходимые подзаконные акты.
Если правительство и сама ГЭСС не будут нарушать установленные законом сроки, то уже с конца декабря все предусмотренные законом процедуры, кроме судебных исков за невыполнение предписания, начнут действовать. То есть будут проводиться проверки на предмет аффилированности с РПЦ, будут выноситься предписания, устанавливаться факты пропаганды «русского мира» и т.д. И, что важно, организации, признанные аффилированными с РПЦ, будут лишаться права пользоваться государственным и коммунальным имуществом.
Получается, у религиозных организаций будут отбирать имущество?
Хотя закон о свободе совести уже много лет содержит норму, согласно которой в случае запрета религиозной организации за нарушение закона ее имущество (кроме культового) может безвозмездно переходить государству, на практике эта норма не работает и работать не может.
Даже если суд прекратит деятельность религиозной организации, государство не будет отбирать имущество религиозных организаций. Суд назначит ликвидационную комиссию, которая будет распоряжаться имуществом так, как это происходит с имуществом любых ликвидированных судом негосударственных структур.
То есть сначала оценит состояние имущества, долгов и активов, затем решит все долговые вопросы, если таковые имеются, а дальше имущество будет распределено между членами религиозной организации или использовано другим способом так, как это указано в ее уставе. При этом на культовое имущество никакие взыскания накладываться не могут.
Имущество УПЦ МП не будут трогать, но аренду храмов, принадлежащих государству или общинам, прекратят.
А вот пользоваться государственным или коммунальным имуществом аффилированные с РПЦ религиозные организации действительно не смогут, и это очень важный момент. Ведь все основные религиозные святыни Украины - лавры, древние храмы, большинство кафедральных соборов и вообще выдающиеся церковные сооружения - находятся в государственной или коммунальной собственности.
И большинство из этих объектов переданы государством церкви Московского патриархата в бесплатное пользование. Особенно массово это делалось в последние годы существования СССР, а также во времена правления Кучмы и Януковича. И именно целенаправленная передача главных святынь национального и местного значения в пользование московской церкви стала определяющим фактором большого влияния УПЦ МП на православных украинцев.
Поэтому крайне важно, что законодатель четко определил: московская церковь и подчиненные ей общины больше не будут паразитировать на храмах и другом имуществе, принадлежащих украинскому народу или территориальным общинам. Пока их не запретил суд, они могут свободно действовать, но пользоваться при этом собственным имуществом, а не государственным.
Договоры аренды или пользования государственным и коммунальным имуществом с организациями, которые будут признаны аффилированными с РПЦ, будут прекращены досрочно. Это имущество, прежде всего храмы, может быть предоставлено в бесплатное пользование тем религиозным организациям, которые не нарушают закон.
А если УПЦ МП порвет с РПЦ и получит второй Томос?
Что касается разрыва с Москвой, то это, собственно, и есть главная цель закона. Он стимулирует каждую религиозную организацию - от Киевской митрополии до каждой отдельно взятой общины УПЦ МП - определиться и разорвать любые связи с Москвой.
Однако с точки зрения канонов православные митрополии, епархии или общины не могут уйти «в никуда». Они должны находиться в структуре признанной канонической церкви. И выбор здесь сводится к двум: РПЦ, аффилированность с которой запрещает закон, или же поместная УПЦ (ПЦУ), присоединяться к которой категорически не хочет верхушка возглавляемой Онуфрием церкви.
Теоретически УПЦ Онуфрия может выбрать третий путь - церкви, разорвавшей связи с Москвой и не присоединившейся к ПЦУ. Такая структура не будет признана мировым православием, но вполне может действовать в правовом поле Украины.
Однако на практике руководители УПЦ МП не хотели бы идти этим путем и оказаться в положении бывшего Киевского патриархата во главе с Филаретом, который УПЦ МП много лет беспощадно критиковала за такие действия.
В поисках выхода часть иерархов УПЦ надеется получить для своей церкви еще один Томос от Вселенского Патриарха. Очевидно, такому сценарию были бы рады и на Банковой, мол, был Томос Порошенко, а теперь вот будет Томос Зеленского, который окончательно решит проблему зависимости украинской церкви от Москвы.
На Банковой думают: был Томос Порошенко, а теперь вот будет Томос Зеленского. Но это нереально
Однако с учетом православных канонов никакого «второго Томоса» и двух поместных православных церквей в одной стране быть не может. Томос об автокефалии украинской православной церкви был предоставлен в 2019 году всем православным Украины. Двери в поместную церковь были и остаются открытыми для всех православных иерархов, священников и прихожан. А когда заходить в эту открытую дверь и заходить ли вообще, каждый решает сам.
Что делать верующим?
Но куда деваться православным украинцам после прекращения деятельности структур, связанных с РПЦ?
Как уже упоминалось выше, подчиненность Москве не относится к православным канонам. Поэтому самый простой путь для православных священников и прихожан - присоединиться к поместной Православной церкви Украины. Это можно делать как индивидуально, так и целыми общинами или религиозными объединениями.
В конце концов, ПЦУ (по крайней мере ее старшее поколение), а до нее УАПЦ и УПЦ КП в значительной степени состоят именно из тех православных украинцев, которые когда-то были верующими московской церкви. Кто-то из них перешел в украинскую церковь еще в начале 1990-х, кто-то после получения Томоса, кто-то после начала полномасштабного вторжения России в Украину.
Изменения в Закон «О свободе совести и религиозных организациях», которые сейчас вступили в силу, максимально упрощают процедуру изменения подчинения, то есть перехода религиозных общин, монастырей и т.д. из УПЦ МП в ПЦУ.
Если собрание религиозной организации в соответствии с ее уставом примет решение об изменении подчинения, то отсутствие оригинала старого устава или свидетельства о регистрации, которые священник УПЦ МП спрячет от прихожан, уже не станет помехой.
Отныне закон запрещает продавать, менять, передавать в залог или иным образом отчуждать имущество религиозной организации, которая находится в процессе изменения подчинения.
Конечно, какая-то часть структур и верующих УПЦ МП в любом случае не признает ни нового закона, ни поместной церкви. Понятно, что никто не будет препятствовать этим людям собираться и молиться вместе, даже если формально их общины не будут зарегистрированы.
Государство не может и не должно контролировать то, кто как молится. Зато защитить собственных граждан от разрушительного российского влияния, не дать пятой колонне Москвы пользоваться преимуществами религиозных организаций и паразитировать на собственности украинского народа - это не только право, но и обязанность государства.
Законодатели свою часть этой обязанности выполнили.
Дальше дело за исполнительной властью, правоохранительными органами и судами, которые имеют все возможности вовремя и в полном объеме воплотить закон в жизнь.
Читайте также: Митрополит Онуфрий в Кривом Роге освятил памятник Святому Николаю, городскую власть и народных депутатов (ФОТО).
Следите за новостями в Telegram.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Читайте нас на Google News.