
"Там, где "засевает" Украинская Церковь, народ является сильным и благословенным", - архиепископ Днепровский и Сичеславский Симеон - о настоящем и развитии ПЦУ, - ФОТО

Прошло больше года с того времени, как несколько религиозных общин в Криворожском районе изъявили желание изменить подчинение, перейдя из структурного подразделения Русской Православной Церкви, которой является в Украине УПЦ, так называемого, Московского Патриархата, в настоящую Украинскую Церковь - Православную Церковь Украины. Люди провели собрание, сделали публичные заявления, подготовили документы для перерегистрации уставов, что должна осуществлять областная государственная администрация и ... все. Верующие продолжают ходить в свои храмы, где теперь молятся на украинском языке и где священники совершают богослужения на украинском языке, произносят духовные проповеди, вместо популяризации политики русского мира. Но в региональном органе государственной власти официальный переход общин, фактически, заблокирован.
Как сообщает корреспондент 0564.us, в этом году, 14 мая, собрание о переходе в ПЦУ состоялось еще в одной религиозной общине Криворожского района - в селе Вольное. Люди радовались принятому решению о переходе в ПЦУ. Против - чуть больше десятка односельчан, которые остаются ярыми сторонниками УПЦ (структурного подразделения РПЦ). И именно эта небольшая группа людей пользуется местным храмом, тогда как даже те верующие, за деньги которых строилась церковь, сейчас остались вне ее стен.
После собрания вильненцы надеялись, что, осуществив законные шаги по изменению канонического и организационного подчинения, они таки воссоединятся в одной украинской церкви. Ведь считали, что Украинскому государству сейчас, как никогда, нужна поддержка украинской церкви, что власть понимает вызовы, стоящие перед государственностью, и обязательно воспользуется возможностью укрепления государственных по характеру институтов внутри страны. Особенно во время, когда кремлевский диктатор прямо требует от украинцев сохранения всех условий для функционирования структурного подразделения РПЦ в Украине.
Решения ОВА (соответствующее распоряжение начальника ОВА) в Вольном очень ждут. К тому же моменту люди ходят на богослужения к священнику ПЦУ. Эти богослужения и молебны проходят в местном доме культуры. Своих погибших из-за российской агрессии родных в Вольном отпевают под открытым небом, в центре села, не желая идти в "московский" храм.
Наша корреспондентка встретилась с управляющим Днепропетровской епархией - архиепископом Днепровским и Сичеславским Симеоном (Зинкевичем), задав ему несколько вопросов, касающихся развития ПЦУ на Днепропетровщине.
Наш разговор с владыкой происходил до того, как криворожане собрали подписи под петицией о расторжении договоров аренды с приходами УПЦ (МП), сразу после чего в интернете появилось печально известное письмо заместителя начальника Днепропетровской ОВА, которое касалось, вроде бы, всех конфессий, однако все поняли "контекст" того, для чего оно, очевидно, и было подготовлено: во время военного положения ОВА запрещает лишать структурное подразделение РПЦ имущества, земли, решать вопрос об изменении канонического подчинения. Такая себе демонстрация лояльности к "детищу" "русского мира". Но насколько это опасно свидетельствует опыт других восточных регионов нашей страны, местные элиты которых больше всего когда-то стремились доказать кремлевскому режиму собственную лояльность.
Можно только догадываться, что именно побуждает региональную власть на Днепропетровщине проводить политику, которая идет вопреки тому, что мы сегодня ежедневно слышим о других областях нашей страны. В основном страна идет одним курсом, тогда как, кажется, будто Днепропетровщина продолжает другой курс: рядом с патриотическими лозунгами, помощью ВСУ, кто-то здесь прилагает усилия для сохранения огромного количества очагов влияния структурных подразделений РПЦ на верующих.
Как процессы развития ПЦУ в нашем регионе оценивает архиепископ Днепровский и Сичеславский Симеон? Об этом он рассказал в интервью нашей корреспондентке.

- Как происходит переход в ПЦУ на Днепропетровщине?
- Прежде всего, это большая история, связанная с тем, что люди и общины определяются и переходят к настоящей Поместной Православной Церкви, которая является канонической, которая получила Томос об автокефалии от Вселенского Патриарха, и которая также получила признание от других Поместных Православных Церквей. Собственно у нас на Днепропетровщине с полномасштабным вторжением российской федерации, с началом российской агрессии, уже более нескольких десятков общин присоединились к Православной Церкви Украины. Они находятся в разных район нашей области - это и Криворожье, это и Пятихатский район, это и Павлоградский район. Также хотел бы напомнить, что знаменитое наше Рубановское в Васильковском районе присоединилось к ПЦУ первым, сразу после получения Томоса.
Что касается Криворожья, то до момента получения ПЦУ Томоса в Криворожском районе было только два прихода УПЦ Киевского Патриархата: приход Преображения Господня в селе Красовское и приход Святого Духа в селе Новожитомир. Они же и стали приходами ПЦУ после ее образования. Также в ПЦУ перешли все 12 приходов УПЦ Киевского Патриархата в Кривом Роге.
А с марта 2022 года в Криворожском районе начался процесс перехода приходов УПЦ Московского Патриархата в Православную Церковь Украины. Этот процесс пока не коснулся Кривого Рога, где ни один приход УПЦ МП не перешел в ПЦУ. Зато другая ситуация на селе. В разных сельских населенных пунктах Криворожья сейчас в ПЦУ перешли 5 приходов УПЦ МП: это приход в Новопольской ОТГ - приход Рождества Пресвятой Богородицы в пгт Радушное и еще 4 прихода - в Глееватской ОТГ: приход Святого Апостола Фомы в селе Красное, приход Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Зеленое Поле, приход Всех святых в селе Шевченковском и приход Иоанна Милостивого в Каменном Поле (на момент выхода этого материала были созданы 2 новые религиозные общины ПЦУ - в Лозоватце и селе Новомайское. Также о желании перейти в ПЦУ заявила религиозная община в селе Вольное. В то же время было создано несколько новых приходов ПЦУ. Всего на сегодня в Криворожском районе, не считая Кривой Рог, действует уже 10 приходов Православной Церкви.
Такое почетное движение возвеличивает наш славный казацкий край! В нем проявляется наше внутреннее единение с нашими свободолюбивыми предками, которые любили и защищали свое государство. А Церковь - это надежная опора государственности. Там, где "засевает" Украинская Церковь - крестит людей, совершает различные таинства, проповедует свою культуру, язык, традиции, обычаи - там народ является сильным и благословенным. Поэтому я свято верю, что и наша святая земля, наша Сичеславщина (нынешняя Днепропетровщина) рано или поздно воскреснет, воскреснет в понимании полного единения в лоне Поместной Православной Церкви, Украинской, именно, Церкви. Помните, что Рим нам не отец, Москва - не мать, и поэтому наши украинские святыни должны принадлежать именно украинцам. Поэтому я постоянно подчеркиваю: "Украинские святыни - украинскому народу".
Хотелось бы, чтобы это осознание наконец пришло и к некоторым представителям власти, к компетенции которых и относятся вопросы об официальном оформлении переходов религиозных общин в ПЦУ. Ведь ни один из приходов Криворожского района до сих пор не перерегистрирован в соответствии с действующим законодательством. Похоже на то, что властью этот процесс блокируется в пользу УПЦ МП. По моему мнению, все те штурмы, силовые противостояния между сторонниками московского патриархата и верующими, которые хотят приобщиться к действительно Украинской церкви, возникают именно из-за бездеятельности власти. Пока власть бездействует, люди вынуждены сами защищать свое право на переход в ПЦУ.
Местным чиновникам я бы предложил поучиться решительности у Президента Украины, который сегодня много делает, чтобы в нашей стране больше не было вражеских агентов в рясах, чтобы они не распространяли свое влияние на население. Потому что, в конце концов, это вредит Украинскому Государству.
- Как Вы видите развитие ПЦУ в дальнейшем. Скажем, если будут происходить массовые переходы, как это повлияет на качество церкви?
-Этот процесс необратим, он особенно усилился после получения Томоса об автокефалии. Православная Церковь Украины - одна из крупнейших (по количеству верующих, духовенства, святынь) церквей в мировом православии. Она уже получила признание от Александрийского Патриархата, Церкви Кипра, Элладской, то есть Греческой Церкви. В будущем и другие Церкви признают ПЦУ и будет установлено полноценное молитвенное общение, так как это уже есть с церквями, которые я перечислил. Но уже и сейчас мы можем посещать святыни и совершать совместные богослужения. Так, например, в этом году, во время Великого поста, я посетил Святую Гору Афон (Константинопольская Церковь). Очень радостно и приятно совершать богослужения вместе с монахами Афона, это открывает "второе дыхание" и придает силы. Это наше общее молитвенное единение со всей Вселенской Церковью, такие добрые встречи, все это вдохновляет, возвышает и наполняет сердце благодатью Божией.
На местном уровне многие еще этого не понимают, рассказывают разные глупости. Однако все это со временем пройдет, и, в конце концов, все мы объединимся вокруг Киевского престола. Поэтому Православная Церковь Украины, и, в частности, наша Днепропетровская епархия ПЦУ, открыли двери для всех, кто хочет прийти к нам, чтобы присоединиться к украинскому двору, к украинской семье. Чтобы мы все вместе могли защищать и любить свое. И очень хорошо, что сейчас в такое нелегкое время войны, мы объединяемся в этом призвании! Конечно, для этого нужен упорный и кропотливый труд. Поэтому я считаю, что будущее нашей, Украинской церкви, во многом зависит от каждого из нас.
- Речь же как раз о том, как обезопасить Православную Церковь Украины от священников, которые еще вчера, скажем, могли быть агентами влияния Кремля, России? Ведь кто-то из них может прийти в ПЦУ с вполне конкретными задачами, которые не будут иметь ничего общего с дорогой к Богу?
-Безусловно, мы будем принимать всех с любовью, потому что в этом, именно, и есть призвание церкви. Другая проблематика касается "воспитательного процесса": это будет большая школа и большая наука для каждого из нас. Я думаю, что эти постепенные переходы сами покажут кто есть кто. Во время них украинское общество, сам народ, поглотит своих духовных чад. Я говорю образно о "поглощении". Речь идет о таком процессе, во время которого они бы имели возможность "перенастроиться", и объединились с нами в благородной миссии развития церкви, в своей вере, в своем призвании, с любовью Божьей. Считаю, что такое постепенное поглощение утверждает в самих верующих дух единства и любви. Поэтому, по моему мнению, этому процессу нужно немного терпения и времени для понимания какой-то большой миссии единения, единения с любовью во Христе. Это большая миссия и большое дело. А те, кто взялись за нее, безусловно, должны быть настойчивыми.
- А какие аргументы может использовать ПЦУ в условиях конкуренции с УПЦ (МП)? Ведь есть люди, которые нуждаются в определенных аргументах для того, чтобы определиться с тем, в какую церковь им идти? Кто-то внимательно слушает проповеди священников и их ответы на вопросы. Кто-то наблюдает за поведением и образом жизни священников. Кому-то важна активность церкви за пределами исключительно религиозных служений и обрядов. В контексте этого встает вопрос ресурсов - прежде всего, подготовки кадров для ПЦУ.
- Как по мне, "кадровый вопрос" - это проблематика не только церкви, но и всех институтов сейчас. Мы живем во время сложившихся сложных вызовов, которые приходится преодолевать в разных сферах. Не рождаются же в отдельном роддоме будущие президенты, в другом роддоме - будущие священники, в другом - будущие врачи или журналисты.
Относительно студентов духовных заведений следует понимать, что призвание пастыря - это постоянная борьба и самосовершенствование, как я говорю - "вера на вырост". Это, кстати, касается не только священника, но и каждого человека, который переступает порог храма божьего. Вера на вырост - сколько живешь, столько и растешь, сколько сам прилагаешь усилий для борьбы, столько и тебе Бог помогает. Сегодня воспитать достойного пастыря стало сложнее. У нас есть в Днепре учебное духовное заведение, но я не вижу большого наплыва людей на обучение в нем. Потому что миссия пастыря требует работы над собой. Не только культура, духовность, моральное состояние должны быть на высоком уровне, но прежде всего внутреннее состояние, когда ты сам живешь тем, что проповедуешь с амвона. Люди это чувствуют, и к таким священникам тянутся душой. Духовное учебное заведение делает сегодня то, что делало и раньше. Правда изменились некоторые дисциплины, меняются какие-то методики и происходят реорганизации (сейчас добавились занятия по психологии, например, и остальные дисциплины, которые касаются подготовки капелланов - не только в ВСУ, но и медицинских капелланов, для работы с заключенными). Поэтому сегодня перед священниками стоят вызовы, которые стоят перед каждым из нас. И вера на вырост - каждому из нас, и мне в том числе, и всем нам.
Я считаю, что будущее Украинской Церкви - это большой экзамен. Ведь все идет к тому, что люди будут ходить к тому, кому будут доверять. Это касается и врача, и священника, и адвоката, и журналиста, и представителей других профессий. Придут к тому, кому поверят, к тому, кто будет работать по призванию. И священники должны быть к этому готовы.
- Что касается общих процессов в церкви: по наблюдениям и информации от самих священников, УПЦ МП уподобляется тоталитарному сообществу, тогда как ПЦУ кажется более демократичной. В то же время УГКЦ выглядит более современной, такой, которая больше отвечает цивилизационным стандартам сегодняшнего дня. Иногда людям хочется, чтобы церковь шла в ногу со временем. Существует ли у ПЦУ какой-то план развития, план "осовременивания", чтобы церковь была ориентирована на современного верующего и его духовные потребности? Или такая формулировка вопроса нецелесообразна для церкви?
-Я думаю, что мы еще не нарисовали общую картину, общее видение, какой должна быть наша церковь, мы еще в динамике. Ведь и сами мы воспитывались по примеру церкви СССР - когда Церковь была одна единственная. Поэтому в институциях церкви случаются перегибы, скажем, когда чувствуется меньше веры, а больше - введенного кем-то порядка. Это так, как дорога, на которой стоит больше ограничительных знаков, чем самой дороги, но иногда уже и дороги нет, а знаки дальше так и стоят - что-то запрещено, что-то ограничено. Мы еще не нашли "золотую серединку", мы еще в этом процессе.
Я считаю, что в этом же процессе и Греко-Католическая Церковь, которая тоже ищет наиболее эффективную модель. Ведь есть существенные различия в том, как выстраивается модель на западе Украины и совсем иначе этот процесс происходит в центре или на востоке.
Скажем, примером стал сейчас "календарный вопрос": на некоторых территориях нововведения проходят успешно, а на других территориях - иначе. Да и даже на западе Украины не было единодушия в календарном вопросе. Это касалось и нашей ПЦУ, и УГКЦ. Те люди, которые живут ближе к границе с Европой, воспринимают нововведения лучше, а кто живет дальше от границы, не всегда готов к изменениям. А там, где много верующих, которые пришли из Московского Патриархата - они уже и так сделали шаг вперед, но еще не готовы быстро менять какие-то вещи, связанные с ментальностью.
Я считаю, что сейчас, во время войны, сама Церковь набирает еще открытости и сама воспитывает в себе определенный порядок и понимание, что является правильным и полезным. Она сама в динамике и в поиске правильной модели, которая бы позволила не потерять самое главное - веру, и не потерять порядок, потому что церковь это всегда - определенные культура и порядок. Я думаю, мы сейчас проходим этот путь. Это я вижу и на примере нашей епархии.
Важно понимать, что Церковь начинается не с красивых куполов и красивых колоколов, а со стремления людей искать дорогу к Богу. Война также приоткрыла для людей некоторое видение. Например, мы увидели, что молодежь, все-таки, тянется к вере. Особенно, когда страшно, ищут, кто может дать правильное слово, защитить от этого страха, посоветовать, или молитвенно согреть. Поэтому мы сегодня увидели много молодых людей в Церкви. И я очень благодарен священникам, которые, не теряя времени, ищут коммуникацию с молодежью, организовывают молодежные лагеря, воскресные школы, ищут возможности диалога как равные с равными. Поверьте, такие общины, где молодежь идет в церковь, будут жить вечно.
- По Вашему мнению, насколько сегодня власть поддерживает ПЦУ?
-Думаю, что власть проходит свои экзамены - экзамены государственности. Заметьте, что все наши политики, которые становились президентами, до того исповедовали что угодно, а когда становились президентами, они все осознавали одну истину: что если ты хочешь быть украинским президентом, ты должен любить все родное, украинское: украинского воина, украинского священника. Потому что только эти институты дадут тебе честь и покажут, что ты действительно украинский президент.
Сегодня власть ищет общие точки соприкосновения с Украинской Церковью. Потому что само общество требует от власти, порой, определенности. Скажем, мы - прифронтовой регион, и воины часто просят, чтобы с ними были исключительно украинские священники. То же самое происходит в больницах, особенно в тех, где лечат воинов. Сами врачи просят украинского медицинского капеллана.
Много еще работы, которая иногда зависит не только от председателя ОГА, но и зависит от кабинетов, через которые проходят бумаги. А там бывает тоже не все в порядке. Поэтому внутренний духовный фронт он тоже продолжается - как в Церкви, так и в ВСУ, и в компетентных органах. Мы это видим. Поэтому все преодолеем с Божьей помощью и победим.
Наша граница: Как будут развиваться события, увидим со временем. Не забывайте, что несколько законопроектов, касающихся запрета УПЦ (МП) сейчас есть в Верховной Раде. Просто нехватка голосов для их принятия стала сигналом для местных элит, которые в нашем регионе в свое время сами же и способствовали распространению именно ячеек структурного подразделения РПЦ.
Печально, но в наших реалиях патриотизм отдельных представителей местной власти порой зависит от указания сверху. Будут ли ждать люди, пока он "проснется" в церковном вопросе?
Добавим, что сегодня состоялся Собор Православной Церкви Украины, который уже назвали историческим. Он утвердил решение о переходе ПЦУ на новоюлианский календарь. Известно, что обсуждались на нем и другие важные вопросы Церкви, в частности, относительно миссии (а учитывая вызовы сегодняшнего дня, миссий) священнослужителей этой Церкви.
Об этом читайте позже на нашем сайте.