Попросить здоровья для детей и не ходить с утра по соседям: на календаре - Третья Пречистая (Введение)
Введение во храм Пресвятой Богородицы (Третья Пречистая) - один из великих христианских Богородичных праздников, установленный в честь события приведения пресвятой Богородицы своими родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этом году его отмечают по новоюлианскому календарю.
Сайт 0564.ua рассказывает об истории праздника а также о связанных с ним народных традициях.
История праздника
Праздник связан с событием, о котором рассказывает не Новый Завет, а апокрифическое Протоевангелие Иакова. По этому тексту, родители Марии, Иоаким и Анна, которые были бездетными, получили небесную весть о том, что у них будет ребенок. В благодарность за дар своей дочери они принесли ее еще ребенком в Иерусалимский храм и отдали в руки первосвященника Захарии, отца св. Иоанна Предтечи.
Более поздние версии истории (такие как Евангелие от Псевдо-Матфея и Евангелие о Рождестве Марии) свидетельствуют, что Мария была взята в Храм в примерно трехлетнем возрасте на выполнение обетования. Традиция утверждала, что она должна была остаться там, чтобы получить образование, чтобы подготовиться к своей роли Матери Бога.
В храме Мария провела 12 лет - она читала Божьи заповеди, молилась, занималась рукоделием. Когда ей исполнилось 15 (в некоторых источниках 14 лет) лет, ей предстояло найти мужа. Но поскольку родители Марии обещали, что она посвятит жизнь Богу, то Захария в молитвах попросил Всевышнего о совете. Ангел, который явился ему, подсказал, что опекуном девушки должен стать овдовевший плотник Иосиф, который овдовел, он же должен был помочь Марии соблюсти обеты. Иосиф и Мария поженились и вернулись в Назарет.
"Этот праздник мы отмечаем не только в память о событии из жизни Пресвятой Богородицы, но и для того, чтобы вспомнить обет Ее праведных родителей - святых Иоакима и Анны, которые, будучи бездетными, дали обещание, что если Господь пошлет им ребенка, они отдадут Его для служения Богу. Они остались верными своему обету перед Господом, и трехлетняя Мария, Которой суждено было послужить Боговоплощению и стать Богоматерью, вошла в Иерусалимский храм и даже в Святое Святых, куда мог входить только первосвященник и только раз в год.
Так же, как Господь выполняет свои обещания, так и мы должны следить и придерживаться обетов, которые мы приносим Господу: когда молимся, каемся в грехах, обещаем исправиться и лелеять в себе высокие добродетели, совершать дела милосердия. И завтрашний праздник призван послужить нам напоминанием о наших обетованиях и важности их выполнения.
Пусть по молитвам Пресвятой Богородицы Господь дарует нам искреннюю веру, нелицемерную любовь, чтобы всем этим ведомые вошли мы в Царство Небесное, где все святые находятся", - отметили в Православной Церкви Украины в этом году.
Народные верования и традиции
В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, которые также можно посетить или помолиться дома.
Богородица олицетворяет спокойствие и гармонию и считается хранительницей семейного очага. У нее просят здоровья для детей, родителей, родственников, крепкой семьи.
Также в праздник принято накрывать стол, но поскольку в это время продолжается Рождественский пост, то событие нужно отмечать скромно и с постными блюдами. Правда, в этот праздник разрешается поставить на стол рыбу, блюда с растительным маслом и немного вина.
Фото ua.depositphotos.com
Некоторые традиции берут начало еще с языческих времен и не имеют отношения к христианству. Однако в народе они на время прижились.
В календарном цикле украинского народа с языческих времен этот праздник замыкает осенний сезон и начинает зимний.
Начало нового хозяйственного года в введенских поверьях выступает ясно:
до Введения можно копать землю, от Введения до Благовещения нельзя;
женщины запасаются глиной до Введения.
От Введения до девятого четверга не годится бить белье на воде праниками, потому что это, мол, вредит ниве, может навести бурю.
По этим же мотивам надо и коноплю потереть до Введения.
Как на Новый год (а также и на Рождество и на Пасху) кто первый придет на Введение в дом, тот будет первым "полазником", то есть тем, что приносит добро или какую-то беду. Поэтому соседи сдерживаются заходить на Введение с утра в чужой дом, чтобы потом не было нареканий, что это они принесли несчастье:
"Когда войдет (первым) молодой, красивый, здоровый человек, а к тому же с деньгами, то это хорошее гадание: весь год в доме будут все здоровы и будут деньги вестись. Когда же войдет старый, больной, особенно старая баба, или когда кто-то придет чего-то желать, - это злой знак" (Ив. Франко "Родился Календарь" в Этн. Сб. НТШ, V, 205).
Вечером кое-где святили воду еще языческим обычаем: брали воду в таком месте, где сходятся три воды, проливали воду через пламя, и потом употребляли эту воду против болезней, от порчи и на любовные чары. После полуночи женщины садились голые на пороге и пряли самосевную коноплю, чтобы "пряжа пошла на руку". Обсыпали в тот день коровы семенем и мазали маслом вымя, чтобы давали много молока, и окуривали их, чтобы никто не мог этого молока отобрать.
Как с другими большими годовыми праздниками, и этот праздник вязался с другими языческими верованиями - культом умерших:
"На этот день Бог отпускает праведные души посмотреть на свое тело, поэтому он называется Видением (народная этимология, что Введение - "видение"), что душа смотрит на свое тело" (М. Грушевский, "Ист. Укр. Литер.", І, 145).
Гадали по разным приметам, какой будет новый хозяйственный год: Сколько на "Введение" воды, столько на Юрия травы; как на Введение вода, то в лете молоко и т. д.
Информация и изображения из Википедии.
Следите за новостями в Telegram.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Читайте нас на Google News.