Верховная Рада Украины ратифицировала Римский статут. Что это значит
Міжнародний кримінальний суд в Гаазі, Нідерланди. AP / Peter Dejong
Верховная Рада ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда (МУС). Это решение инициировал Владимир Зеленский. Процесс ратификации растянулся в Украине на 25 лет. Впрочем, есть несколько предостережений относительно него.
Об этом пишет BBC Украина.
Законопроект о ратификации устава президент внес в Верховную Раду 15 августа. Вместе с ним он зарегистрировал еще один проект, который предусматривает дополнение Уголовного кодекса статьями о военных преступлениях и преступлениях против человечества.
В частности, предусматривается усиленная уголовная ответственность военных командиров, подчиненные которых совершили нападения на гражданских, а также самих бойцов, которые в условиях полномасштабного конфликта совершили насильственное похищение, пытки, перемещение или преследование местного населения.
В теории это делается для того, чтобы Украина могла самостоятельно наказывать своих военнослужащих за такие преступления, без привлечения механизмов Международного уголовного суда.
Но есть несколько нюансов.
Один из главных: с начала российско-украинского вооруженного конфликта в 2014 году украинская власть - представители как экс-президента Петра Порошенко, так и нынешнего главы страны Владимира Зеленского - сами несколько раз публично заявляли о рисках для бойцов ВСУ от ратификации Римского статута.
Что такое Римский статут
После Второй мировой государства на уровне ООН неоднократно поднимали вопрос создания международного суда, который должен был бы предотвращать такие кровавые конфликты и оперативно наказывать виновников.
Однако до реальных решений дело дошло лишь в конце 1990-х годов, когда весь мир содрогнулся от картин жестоких военных действий и случаев геноцида в бывшей Югославии и в африканской стране Руанда.
В итоге 17 июля 1998 года на дипломатической конференции ООН в Риме 120 государств согласились создать Международный уголовный суд и подписали Римский статут, который будет регулировать его работу.
Этот орган должен был наказывать за геноцид, преступления против человечества (систематические убийства, пытки, похищения и т.д.) и военные преступления (нападения на гражданскую инфраструктуру, унижение противника, лишение военнопленных права на справедливый суд и т.д.).
Правда, вступил в силу этот документ - и соответственно суд в Гааге (Нидерланды) начал работу только через 4 года, когда документ ратифицировали первые 60 стран.
Проблема с ратификацией устава с тех пор никуда не исчезла. Из 137 стран, подписавших документ, ратифицировали его только 124.
Международный уголовный суд работает всего 20 лет, но уже подвергался сокрушительной критике, в частности от властей США, России и Израиля
Кроме того, есть государства, которые не только не ратифицировали устав, но и вообще отозвали свою подпись под ним. Это, например, сделали США в мае 2002 года. Президент Джордж Буш-младший тогда заявил, что Международный уголовный суд угрожает американским военным и нарушает национальный суверенитет.
В ноябре 2016 года российский президент Владимир Путин своим указом запретил ратификацию Римского статута. Следует заметить, что это произошло после того, как офис прокурора МУС начал предварительное расследование ситуации в Украине после 2014 года.
Не подписали или же не ратифицировали статут также такие страны, как Китай, Индия, Турция, Египет и Израиль.
Среди европейских государств это Беларусь и Украина. Причем Киев одним из первых, еще в январе 2000 года, подписал этот документ, но более чем 20 лет имел разные причины для того, чтобы не ратифицировать его.
Почему Украина отказывалась ратифицировать Римский статут
В конце 1999 года украинский президент Леонид Кучма сначала распорядился подписать Римский статут, но уже в 2001 году подал обращение в Конституционный суд с просьбой признать его неконституционным.
Суд с идеей лидера государства согласился.
По его мнению, деятельность МУС нарушает Конституцию, поскольку этот международный суд фактически дополняет национальную судебную систему, что не предусмотрено в Основном законе.
Если просто - Международного уголовного суда нет в перечне судебных органов Украины.
Это юридическое решение на долгие годы отложило ратификацию и соответственно полноценное присоединение Украины к работе Международного уголовного суда.
Некоторые эксперты и политологи считают, что Кучма имел «политические причины» затормозить ратификацию Римского статута, потому что именно в 2001 году вспыхнул «кассетный скандал». Он был связан с записями, которые якобы сделали в кабинете Кучмы и на которых якобы зафиксированы указания тогдашнего президента по расправе над оппозиционным журналистом Георгием Гонгадзе. Хотя это так и не доказали в суде.
Вопрос ратификации Римского статута активно встал в публичной плоскости уже через 13 лет, когда войска РФ вторглись в Украину, аннексировали Крым и начали вооруженный конфликт на Донбассе.
Однако тогдашняя власть во главе с президентом Петром Порошенко снова пошла другим путем. Вместо ратификации Украина обратилась в Международный уголовный суд с отдельными заявлениями о признании юрисдикции.
Первое касалось событий во время Революции достоинства, а второе - преступлений, совершенных после начала российской агрессии с 20 февраля 2014 года.
Предварительное изучение этих заявлений продолжалось вплоть до марта 2022 года, когда офис прокурора МУС объявил о начале официального расследования. В последующие 2,5 года прокуроры суда выдали ордера на арест 6 подозреваемых, в том числе президента Владимир Путина, начальника генштаба РФ Валерия Герасимова и экс-министра обороны Сергея Шойгу.
Именно прокурор МУС Карим Хан впервые инициировал ордера на арест российских военных и чиновников - во главе с президентом Владимиром Путиным
Однако полноценно присоединяться к работе Международного уголовного суда украинская власть не спешила.
В 2016 году профильный заместитель главы администрации президента Порошенко Алексей Филатов прямо заявлял, что это «несет риски для украинских военных» и предлагал разрешить ратификацию статута только после завершения военного конфликта.
В июне 2022 года действующий министр юстиции Денис Малюська поддерживал такую позицию, подчеркнув, что немедленная ратификация Украиной Римского статута «практически ничего для нас не изменит с точки зрения юрисдикции», поэтому отсрочка ратификации этого документа не является критической.
Об этом же говорил тогда и заместитель главы офиса Зеленского по судоустройству Андрей Смирнов в интервью «Радио Свобода».
«Я бы, как минимум, во время войны, до победы Украины вопрос ратификации Римского статута отложил бы. Потому что, согласно Римскому статуту, специальные компетентные органы иностранных государств получат кучу заявлений страны-агрессора о якобы (я подчеркиваю - якобы) преступлениях, совершаемых нашими военными. И тот же Международный уголовный суд обязан будет давать оценку этим событиям», - заявил он.
Но в марте этого года президент уволил Смирнова, а на замену ему в ОП пришла юристка-международница Ирина Мудрая.
Она публично не просто поддерживает ратификацию устава, но и считает, что это должно произойти безотлагательно, по крайней мере до конца этого года.
Заместитель председателя ОП Ирина Мудрая настаивает, что ратифицировать Римский статут надо до конца 2024 года
Риски ратификации устава
Заместитель председателя ОП уверяет, что рисков для украинских военных этот процесс не несет.
«Стоит понимать, что ратификация не означает, что появится риск привлечения наших военных и других граждан к ответственности», - отмечает она.
Дело в том, что Киев планирует сделать ратификацию, но с «примечанием», которое запрещает МУС в ближайшие 7 лет привлекать к ответственности граждан Украины за военные преступления.
Очевидно, во власти рассчитывают, что за это время война с рф завершится, а возможные военные преступления успеют расследовать украинская правоохранительная и судебная системы.
Так работает так называемый принцип комплиментарности, объясняет ВВС Украина исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Александр Павличенко.
То есть МУС сможет привлечь к ответственности украинца, только если национальная правоохранительная система «не может» или «не хочет» этого сделать «необходимым образом».
Если же по конкретному военному преступлению уже есть приговор украинской Фемиды - обвинительный или оправдательный - то международная юстиция здесь не при делах, указывает правозащитник.
Действительно, в ст.17 Римского статута указан перечень оснований, когда международный суд не может принять к своему производству дело. Основное из них - если это дело уже расследуется национальными правоохранительными органами.
Однако есть нюанс. МУС может признать, что национальное расследование проведено ненадлежащим образом или специально с целью «выгородить лицо от преследования».
В таких случаях международный суд может принять дело к своему производству.
Александр Павличенко также допускает, что недружественные к Украине государства, в частности та же россия, будут «забрасывать» МУС сотнями заявлений против военных ВСУ.
Такая ситуация, напоминает эксперт, была в 2008 году, когда рф начала войну против Грузии и при этом подавала заявления против грузинских политических и военных деятелей в Международный уголовный суд. Грузинские власти, в свою очередь, подавали иски против России.
На изучение этой ситуации суд потратил 10 лет и в итоге наказал лишь трех чиновников непризнанной Южной Осетии, но не России, которая по факту контролировала их.
Этот процесс показал «беззубость» Международного уголовного суда, считает Павличенко. Но при этом он уверен, что Украина все же должна ратифицировать Римский статут МУС.
«Этот суд был создан всего 20 лет назад, он только формирует свою практику, а это очень непростой процесс», - говорит правозащитник и подчеркивает: „Это единственный инструмент, другого просто нет“.
Выгода Римского статута для Украины
Следует заметить, что ратификация Римского статута - одно из условий дальнейшей евроинтеграции Украины. Все члены Европейского Союза являются участниками МУС.
Генеральный прокурор Украины Андрей Костин считает это также важным «сигналом» для международной общественности.
«Это четкий сигнал, что Украина разделяет принципы международного порядка, основанного на законах и правилах, и в полной мере готова действовать в соответствии с этими принципами», - сказано в его заявлении.
Костин подчеркнул, что украинские прокуроры уже на ежедневной основе сотрудничают с офисом прокурора Международного уголовного суда, а ратификация - только усилит это сотрудничество.
Завершив процедуру присоединения к МУС, Украина получит право назначить своего судью в этот международный орган, участвовать в выборах прокурора, утверждать распределение бюджета суда.
Полноценное участие в МУС упростит доступ украинцам к специальному целевому фонду суда и повысит шансы получить компенсацию для пострадавших от российских преступлений, добавляет заместитель председателя ОП Ирина Мудрая.
Правозащитник Александр Павличенко считает, что сейчас этот шаг «больше политический, чем юридический» и он необходим.
«Украина получит больше прав, а обязанности у нее фактически останутся те же самые, что и были», - заявляет он.
Следите за новостями в Telegram.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Читайте нас на Google News.