Почему возле криворожского исполкома Казак Рог «хочет пис*ть», а макет нового памятника назвали «типичным совком», - ФОТО
В Кривом Роге продолжается противостояние современной украинской цивилизации с «совком». Эту мысль подпитывают все новые и новые инициативы, которые многим нашим современникам напоминают вчерашний день. И хотя в центре дискуссии - визуальное искусство, на самом деле речь идет о недосягаемых для человеческого глаза вещах.
На прошлой неделе общественный деятель Александр Вилкул на своей странице в Facebook сообщил о памятнике, «который будет установлен на секторе Почетных захоронений на Центральном кладбище города Кривой Рог, где начинается строительство военного Мемориала». К своему сообщению автор добавил фотографии.
Именно глиняный макет скульптуры и стал объектом дискуссии.
Внимание криворожан к таким планам привлекли Екатерина Станкевич (инициатива «Город Героев») и депутат Криворожского городского совета и журналистка Наталья Шишка.
Обе акцентируют внимание на процессах, визуальным выражением которых и становятся подобные «художественные проявления».
«Так уж повелось, что в Криворожская городская власть редко интересуется мнением горожан, по любому вопросу. А вот сообществу «Город Героев» очень интересно, что вы думаете об этом памятнике. Именно его планируют отлить в бронзе в самом Киеве (!) и установить на Секторе почетных захоронений»,
- откликнулась на сообщение Александра Вилкула Екатерина Станкевич, инициировав обсуждение.
Фактически в этой заметке говорится о непубличности и непрозрачности принятия местными властями решений. И это действительно является абсолютно точным воспроизведением модели управления, которая царила в Союзе Советских Социалистических Республик. Речь идет об авторитарной управленческой модели, которую мы, по привычке, называем «совковой».
Наталья Шишка под этим сообщением отметила:
«Очень напоминает скульптурную композицию возле Покровского райисполкома. Только там еще с пропорциями фигур проблема. Но то, что здесь с пропорциями вроде бы все ок, ситуацию не спасает. Натуралистично. Хрестоматийно. Примитивно. В духе совковой монументалистики. Без художественного осмысления. Без экспрессии. Не вызывает эмоций. Не заходит. Не передает величие героизма и жертвенности украинского воина. Такое лепили при совке по заказу партии. Кто автор? Видимо, все тот же Токарь. Кто бы ни был, ему следовало бы сказать: не возьмусь, пока идеи и видения у меня нет. Это же настолько надо пренебрегать мнением других, чтобы не вынести эскиз на общественное обсуждение, не провести конкурс».
Скульптура возле Покровского райисполкома
«Кто автор? Видимо, все тот же Токарь», - это еще одно проявление непубличности в работе местной власти. Хотя, по большому счету, власть молчит. Ведь общеизвестно, что Александр Вилкул неполномочен решать вопросы жизнеобеспечения громады, вопросы организации местного пространства, строительства и тому подобное. Это должен был бы делать его папа - секретарь городского совета Юрий Вилкул, на которого законодательство и возлагает соответствующие полномочия. Или же кто-то из папиных подчиненных - должностных лиц местного самоуправления - по поручению папы. Однако подобная ситуация в отдельно взятом городе, к сожалению, характеризует состояние управления и соблюдения законодательства во всем нашем государстве.
Если же говорить о местной политике, то она тоже тянется со вчерашнего дня. Общаясь с криворожскими художниками, я узнала о том, что значительное количество монументальных сооружений в Кривом Роге авторства Александра Васякина - это свидетельство того, что местные власти «любили работать» именно с ним. Поэтому и заказывались памятники у Олескандра Васильевича. И не потому, что он был самый талантливый. В разговорах назывались имена других талантливых криворожских художников, которых власть не баловала заказами.
Когда же Васякина не стало, на смену ему приходит новый, как пишет Александр Вилкул, «Скульптор» (с большой буквы). Опять тот, один, с кем «любят работать».
Когда речь идет о такой преемственности традиции в назначении властью «единственного талантливого» художника (исполнителя работ) людям разное на ум приходит - начиная от «воруют» и заканчивая «дают заработать своим». И такие мысли также были, есть и будут (думать, по крайней мере, не запретишь).
Самочинное назначение исполнителя работ, планирование и реализация планов без открытого конкурса и широкого обсуждения обществом, без привлечения представителей экспертной среды - это признак авторитарного («совкового») управления. Как видим, у нас, на Криворожье, «совковые» управленческие традиции упорно тянут из вчерашнего дня в день сегодняшний и грядущий. Это, в свою очередь, сказывается не только на уровне жизни людей, но и имеет абсолютно четкую визуализацию. «Совок» в повседневности проявляется «совковыми» скульптурами, мемориальными досками, монументальными композициями и тому подобное. Потому что когда нет конкурса (состязательности) это негативно сказывается и на «таланте», который в таких условиях может расслабиться и спокойно «осваивать средства».
На улицах городов и сел, где царит такой «совок» можно увидеть скульптуры, в которых нарушены пропорции, или же мемориальные доски с портретами с искаженными чертами лиц, или же бессмысленные композиции, или же странные рисунки на стенах домов, в которых нарушены важные правила изобразительного искусства, о которых точно знают специалисты.
И мы сами и сейчас смеемся над современными памятниками «запоребрика», который продолжает тиражировать «совковые» художественные традиции. Но ведь «щепку в собственном глазу» тоже трудно не заметить. Слышали ли вы от самих художников о том, что наш «Казак Рог» возле горисполкома «писать хочет»? А несоответствие пропорций лошади и человека, думаю, сами видите? Присматривались к анатомическим особенностям «Князя Владимира» на площади Художественной»? О «Женщине на унитазе» в одном из медучреждений слышали? А мнением художников о «круглой тумбе» с именами погибших на площади возле собора (пока еще УПЦ МП) интересовались?
Скульптура «Ожидание» в перинатальном центре
Монументалистика, которая заполоняет улицы по планам «Того, Кто взялся самовольно все решать и утверждать», самовольно определяя, кто является «скульптором», а кто «Скульптором», и формирует «совковое» пространство вокруг людей. Таким становится лицо города, где люди тяготеют к власти «совкового» типа - бессмысленным, абсурдным.
В этой ситуации полезно услышать мнение экспертов, а еще - людей из других городов. И такая возможность появилась. Юлий Морозов (ОО «Объединение ответственных граждан», партия «Сила людей») в Facebook пригласил к обсуждению. Прежде всего он поинтересовался мнением людей, имеющих отношение к искусству, связанных с мемориальными объектами, имеющих отношение к реальной военной службе.
На этом этапе дискуссия и вышла за пределы Кривого Рога, ведь в комментарии к Морозову пришли историки, художники, волонтеры, искусствоведы, военные - и не только местные. Среди лиц, которые присоединились к обсуждению есть известные многим украинцам люди.
И вот что они отметили:
Вахтанг Кипиани:
«Мне кажется похожим на типичный российский памятник от Афгана до СВО».
Сергей Притула:
«Если бы вместо кевларового шлема была бескозырка, а вместо АК - ППШ, то очень бы подходило к площади Нахимова в Севастополе».
Ангелина Верхогляд:
«Это ужасно. Напоминает чмошные скульптуры параши... неприемлемо видеть такое на военном мемориале. Это пренебрежение к военным».
Ирина Цилык:
«Если честно, первая реакция - это эстетика советских памятников. И это очень отталкивает».
Ирина Подоляк:
«Это просто плохо очень, даже если это будет в глухом селе».
Мария Курбатова:
«Однозначное Нет. Потому что это советский союз в худших художественных проявлениях. И точно в таком месте не надо делать этот сюжет, тем более со столь сильной детализацией».
Павел Казарин:
«Ужасно».
Юлия Нефедова:
«Композиция скульптуры, где один солдат поддерживает другого, является типичной для советских памятников. Также эмоциональная напряженность и акцент на жертве также характерны для советского стиля. У меня он вызывает очень неприятные чувства».
Вера Ерифа:
«Не стоит воссоздавать реализм в памятном мемориале, можно стилизовать историю и подать более современно, потому что действительно напоминают памятники советской эпохи».
Петр Лысенко:
«Это совок. Во всех смыслах».
Роман Козлов:
«Впечатления негативные.
1. Неправильная эмоция. Военный мемориал - о чести и почете, а не о сочувствии.
2. Неоправданный реализм. На могилах достаточно фото и имен. Поэтому памятник должен быть деперсонализированным. Зато такая конкретика вызывает массу замечаний: это пехота, а где арта/летуны/логисты? это мужчины, а где женщины? И так до бесконечности.
3. Отсутствие символизма. Погибшие воины есть у всех наций, но этот проект не дает предлагает ответа на вопрос, что они значат для нас.
4. Множество неувязок в деталях - общая болезнь реалистических памятников»...
Евгения Гавришенко
Соцреализм какой-то, не хочу обижать скульптора, но лучше не подавать так «в лоб», это уже позавчерашний день и вообще не отзывается у современных людей
Наталья Бойко:
«Отталкивает, не чувствую в этих образах ни трагедию нашего времени (какая-то советчина), ни дух и силу наших защитников (скорее в стиле памятников РФ), нет эмоциональной связи».
Юрий Бова показал, какой памятник в Тростянце, где он председательствует:
Больше отзывов читайте на Facebook-странице Морозова. Но участники обсуждения единодушны в том, что представленный глиняный макет - «совок» и «вчерашний день».
Встревоженные увиденным и услышанным родные погибших воинов собрались на Центарльном кладбище, чтобы обсудить проблемы и заявить о своем видении. О результатах этого разговора написала Наталья Шишка. Она отметила, что семьи погибших военнослужащих, которые похоронены на кладбище Центральном в секторе почетных захоронений, требуют встречи с секретарем городского совета, временно наделенным полномочиями городского головы, Юрием Вилкулом, и должностными лицами, ответственными за осуществление захоронений и строительство мемориала. Собравшись в секторе почетных захоронений, они решили адресовать Юрию Вилкулу по этому поводу коллективное обращение.
«Среди озвученных представителями общности проблем я бы выделила две. Первая: несоблюдение нормативов при осуществлении захоронений, согласно которым размер могилы - 2 на 1 м, земельный участок под могилу - 2,2 на 1,5 м, расстояние между участками захоронений в ряду - 0,5 м, расстояние между рядами - 1 м. При соблюдении этих нормативов расстояние между могилами должно было бы составлять 1 м.
Если проект мемориала выполнен в соответствии с нормативами (а так должно быть, иначе проект не должен пройти государственную экспертизу!), и он будет соблюден, то размещение надгробных крестов не совпадет с размещением могил. И этого родные погибших настроены не допустить во что бы то ни стало. Потому что хотят приходить именно к могиле своего сына или мужа, а не к пустому месту или к чьему-то ребенку, при всем уважении к каждому павшему защитнику. Эта проблема уже озвучивалась, но как она решена на сегодня, когда проект прошел корректировку, и работы в секторе уже ведутся, сообщество информации не имеет.
Вторая проблема - памятник, который будет составной частью мемориала. Из глиняных форм его планируется отлить в бронзе. Те, кто вчера принял участие в собрании, высказались против скульптурной композиции авторства Владимира Токаря как таковой, что не имеет художественной ценности, является маркером советчины и не передает дух победы и несокрушимости украинских воинов и всего украинского народа. Родные погибших ставят вопрос о проведении открытого конкурса по отбору лучшего памятника для мемориала.
Как ответственные члены территориальной общины, представители сообщества также хотят знать конкретные причины, по которым общая сметная стоимость строительства мемориала выросла с более 70-ти до более 120-ти млн грн. Почему не проводились общественные слушания. Будут ли привлечены к ответственности ответственные лица КП «Ритуал Сервис Плюс» за несоблюдение нормативов при осуществлении захоронений», - написала в соцсети Наталья Шишка.
Какой же будет реакция власти? Или власть будет молчать, а говорить Александр Вилкул? О чем, с кем? Будут ли тиражировать творчество «Скульптора», несмотря на возмущение криворожан? Учтут ли мнение людей? Начнут ли конкурс на лучший проект?
Кстати, еще одна «совковая» традиция, к которой, на мой взгляд, сохраняют преемственность действующие местные политики, это привлечение «карманной общественности», «карманных экспертов» для создания иллюзии демократии и инфосреды, благоприятной для реализации задуманного «Тем, Кто все решает».
Без изменения стиля управления мы не деколонизируемся никогда.
Наделала скриншотов, читайте))
Фото с Facebook-страниц Александра Вилкула, Натальи Шишки, Юлия Морозова.
Светлана Романенко